Что делать, если ваш младенец умоляет вас без остановки, но не позволяет вам идти дальше?

В ситуации, когда ваш ребенок просится на руки все время, заглядывая в глаза и плача, не торопитесь задумываться о том, как отучить ребенка от рук. Если ребенок не отпускает маму ни на шаг, значит, на данный момент быть с вами настолько близко  для него жизненная необходимость.

Косметолог больше не нужен. Какую альтернативу выбирают звезды?
8 часов назад
Похудей навсегда! Инновационный подход к похудению!
8 часов назад

Считали своего малыша самым милым и воспитанным, а он взял и упал в магазине на пол с диким ором, слезами и требованием немедленно купить ему эту игрушку? Знайте: вы не одни в своём разочаровании и недоумении. С такими ситуациями сталкиваются многие родители. После того, как шок пройдёт, нужно разработать план действий на случай, если истерика у ребёнка повторится вновь, и научиться предупреждать подобные приступы.

  • Уход за ребенком Одежда и вещи для новорожденного
  • Уход за ребенком
  • Одежда и вещи для новорожденного

Общая характеристика

Детская истерика (истерический невроз) — состояние крайнего нервного возбуждения, сопровождающееся потерей самообладания и неадекватным поведением. Со стороны выглядит безобразно, пугает всех окружающих. Чаще всего используется осознанно для достижения желаемого. Однако из этого правила есть исключения. Приступы могут быть продиктованы психотравмами или заболеваниями нервной системы. В таких случаях требуется помощь неврологов и психотерапевтов.

Несмотря на то, что большинство родителей знают, как остановить детские истерики (не обращать на них внимания), не у всех это получается. Иногда взрослые слишком буквально воспринимают данный совет и не проводят вообще никакой работы с ребёнком, склонным к таким приступам. На самом деле игнорирование используется только в разгар припадка. А до него и после необходимо применять приёмы и техники, предлагаемые психологами и психотерапевтами.

Причины

Основная причина истерики — столкновение интересов ребёнка и родителей. У него с возрастом появляются личные предпочтения и желания, которые расходятся с требованиями взрослых. Если добиться своего не удаётся, начинается истерика. Выделяют несколько типичных ситуаций, провоцирующих данное состояние. Они могут быть обусловлены психологическими и физиологическими факторами.

Психологические со стороны ребёнка:

  • отсутствие возможности вербально высказать недовольство (когда ещё не умеет разговаривать);
  • привлечение к себе внимания, которого не хватает;
  • непреодолимое желание добиться чего-либо;
  • выражение протеста;
  • упрямство;
  • подражание сверстникам или взрослым;
  • психотравма;
  • слабый, неуравновешенный тип нервной системы.

Психологические со стороны взрослых (родителей, родственников, воспитателей, учителей):

  • гиперопека, чрезмерная строгость;
  • неправильная система наказаний и поощрений или её отсутствие;
  • прерывание любимого занятия;
  • нарушение личного пространства;
  • ошибки в воспитании.
  • недосыпание;
  • переутомление, чрезмерные физические или эмоциональные нагрузки;
  • голод;
  • заболевания нервной системы;
  • болезнь или реабилитационный период после болезни.

Чтобы отучить ребёнка от истерик, нужно сначала понять причины, которые им движут. Если это обычные капризы (хочу это, купи то), справиться с ними можно быстро и легко. Если виновата система воспитания, её нужно пересматривать и кардинально менять, иначе никаких подвижек не будет. Гораздо сложнее и дольше придётся работать, если всему виной — психосоматика, проблемы со здоровьем. В этом случае неизбежен курс лечения у невролога или психотерапевта.

Самый эффективный (и одновременно самый бессмысленный) совет, который можно тут дать – это не приучать ребенка к рукам. Вы удивлены? Понимаю вас. В истории педагогики были периоды, когда мамам категорически не советовали брать ребенка на руки, и периоды, когда мамины руки, наоборот, провозглашались панацеей от всех проблем. Мы с вами живем как раз в такое время, когда общественное мнение скорее за то, чтобы взять малыша на ручки, нежели против.

Категоричное «не приучай к рукам, потом намучаешься!» ассоциируется с холодной, равнодушной матерью или свекровью, с отсутствием эмоциональной поддержки. Те из современных мам, которые недополучили любви и принятия в детстве от своих собственных родителей, стараются не повторять их ошибок и дать малышу максимум внимания. Этому же учит и пользующаяся большой популярностью теория привязанности.

Теория привязанности была разработана английским психиатром и психоаналитиком Джоном Боулби в 70-х годах ХХ века. Именно Боулби первым заговорил о том, что присутствие матери важно для обеспечения не только физических, но и психологических потребностей ребенка – в эмоциональном контакте, любви, принятии и поддержке. Только после того как идеи Боулби получили общественный резонанс, мамы смогли дольше оставаться в отпуске по уходе за ребенком и получили право навещать своих малышей в больницах.

Как это часто бывает, кардинальная смена установки привела к тому, что на место одной проблемы пришла другая. Если раньше о детской потребности побыть у мамы на руках никто не думал – и плохо было детям, то теперь плохо стало уже мамам. Искренне желая дать детям всю необходимую заботу и ласку, многие из них теперь оказались в заложниках у своих чудесных малышей – те быстро привыкли жить на руках и стали возмущаться каждый раз, когда им в такой возможности отказывают. Теперь мы наблюдаем некоторый откат назад – в поисках золотой середины.

Как отучить ребенка от рук

Что такое мамины руки для ребёнка? Не часто мамы задают себе такой вопрос, гораздо чаще звучит вопрос о том, как отучить ребенка от рук. Давайте в этой статье разберемся с вами когда ребёнок самостоятельно слезает с маминых рук и нужно ли носить ребёнка на руках?9 месяцев беременности + 9 месКаждая мама стремится дать своему малышу самое лучшее. Ей хочется, чтобы малыш рос крепким, здоровеньким, спокойным и уверенным в себе. Однако зачастую, на практике новоиспеченная мама попадает под давление бабушек, родственников, подруг, которые стремятся передать ей свои взгляды на процесс воспитания и взращивания ребёнка.

  • «Не носи на руках – а то потом не слезет!»,
  • «Не клади спать рядом с собой – а то потом до школы не уйдет!»,
  • «Корми строго по часам – а то избалуется!».

Это лишь малая часть утверждений, которые мы часто встречаем. И здесь действительно важно разобраться и понять, как же делать правильно. В первые 9 месяцев ребёнок чрезмерно нуждается в той обстановке, к которой привык за время беременности, к такому выводу пришли ученые-антропологи. По сравнению с другими животными, у нас очень большой мозг, а женский таз для родов умного ребёнка не достаточно широк. Чтобы голова смогла пройти по родовым путям, наши дети рождаются недоразвитыми, мелкими, нуждающимися в большей заботе. Таким образом, полный период вынашивания у человека длится не 9, а 18 месяцев: 9 внутри и 9 снаружи. За все долгие месяцы беременности малыш привыкает быть постоянно вместе с мамой, слышать биение её сердца. Малыш привыкает к высокой температуре тела (не ниже 36 С), к постоянному мерному покачиванию, привыкает к ощущению своих границ, заданных стенками матки. Ему комфортно в подобных условиях, он чувствует себя в абсолютной безопасности и спокойствии и в этот период перед вами не должен стоять вопрос отучения ребенка от рук. Место жительства – мамины рукиПосле рождения для малыша ничего не меняется. Он не ожидает, что попадет в другие условия, к которым будет вынужден приспосабливаться и тратить свои, пока и так не богатые, ресурсы. Исходя из опыта, полученного в ходе внутриутробной жизни, малыш очень нуждается в тепле и без постоянного физического контакта с матерью просто замёрзнет, поскольку пока еще он не может согревать себя сам. Его жизненных ресурсов хватает только на то, чтобы удерживать тепло, полученное от мамы. Об особенностях процессов теплообмена у новорожденных читайте в статье Как родителям понять, что новорожденный замерз?Материнские прикосновения, поглаживания, поцелуи всех частей тела малыша стимулируют не только кровообращение малыша, но и обеспечивают полноценное развитие эндокринной, иммунной и нервной систем, способствуют развитию головного мозга. Наиболее активную стимуляцию кожных покровов малыш получает во время ношения его на руках, совместного сна и кормления грудью. Читайте более подробно о том как носить ребенка на руках>>>Сразу вспоминается случай из практики:

Недавно к инструктору по уходу обратилась Наталья. Уставшая, измученная, раздраженная она никак не могла понять, почему материнство не приносит ей радость. Оказалось, что бабушка, жившая вместе с молодой семьей, настаивала, чтобы малыш спал в кроватке.

Игорюша, уютно засыпавший под маминой грудью, при первой же попытке переложить его в кроватку просыпался, начинал плакать, и мама была вынуждена начинать убаюкивать его заново, вставая по 5-7 раз за ночь к малышу.

Наташа не успевала ни выспаться, ни отдохнуть. Ночное недосыпание сказывалось днём, когда сил справляться с малышом абсолютно не было, а Игорь с каждым днем становился плаксивее и раздражительнее.

Все наладилось, когда маме объяснили важность ночного совместного сна, рассказали про врожденные ожидания малыша, показали, как организовать пространство для сна, сделали его безопасным, а маму научили спать с уютно устроившимся рядом с ней малышом.

Когда отучать?У некоторых может сложиться ошибочное представление, что при таком подходе к взращиванию ребёнка у мамы совершенно не остается времени на себя и на мужа. Это не так. Дело в том, что постоянное присутствие ребёнка рядом с мамой помогает малышу расти спокойным и уверенным: ведь у него не появляется страх, что мама куда-то исчезнет или не придёт. Позже он готов ждать её, не нервничать, самостоятельно себя занимать. Когда вам постоянно не хватает времени смотрите мой курс Как маме успевать всё с малышом на руках?>>>Если же мама постоянно стремится отучить ребенка от рук, откладывая его от себя, поменьше брать на руки, малыш становится тревожным и буквально «вцепляется» в маму, ни на шаг не отпуская её от себя, «связывает» ей руки. Обычно в возрасте 6-7 месяцев, когда малыш приобретает навык ползания, его время пребывания на руках у мамы значительно уменьшается. Ведь вокруг столько всего интересного и у малыша есть потребность познакомиться с окружающими его вещами. Так же и с совместным сном. В возрасте 3-4 лет ребёнок уходит спать в отдельную кровать, при условии, что его не пытались выселить из постели матери пораньше. Так что всему свое время. Но раз уж мы ведем речь о новорожденном, постарайтесь не думать сейчас о том, как отучить ребенка от рук, а максимально удовлетворить потребности своего малыша в пребывании на руках у мамы, в совместном сне, в продолжительном грудном вскармливании. Как это сделать правильно я рассказываю в курсе Счастливое материнство: методика мягкого ухода за младенцем>>>Вырастая, ваш малыш понесёт во взрослую жизнь весь багаж знаний, ощущений и впечатлений из раннего детства. Если опыт, полученный в раннем детстве позитивен, то ребёнку легко учиться, легко вступать в контакт с разными людьми, у него нет трудностей в общении и построении отношений с другими людьми.

Поделитесь статьей с друзьями:

Page load link

Ребенок не хочет ходить сам

Навык прямохождения — один из самых важных для маленького человека. И всем родителям хочется, чтобы он освоил его как можно быстрей. При этом довольно частым вопросом к консультантам по раннему развитию остается: «Что делать, если ребенок не хочет ходить. Как его этому научить». Начнем с того, что подстегивать ходьбу и стимулировать шаги, когда к этому еще не готов его позвоночник не нужно. Этот навык формируется автоматически в тот момент, когда организм готов к этому. Поэтому сегодня мы поговорим о ситуации, когда ребенок уже довольно бодро ходит самостоятельно дома, но при этом категорически отказывается вставать на ноги на улице. Он кричит, капризничает и просится на руки. Каковы причины происходящего и что с ними делать, вот об этом сегодня и пойдет речь. Развитие через движениеРебенок развивается через движение. Основное развитие головного мозга, межполушарных связей, если мы хотим, чтобы ребенок был успешен в учебе, чтобы ему легко давались письмо и чтение, чтобы у него был красивый и четкий почерк — это все движение. Поэтому для ребенка очень важно много ходить, бегать, учится спрыгивать, залезать, подниматься по лестнице. Если он еще не хочет ходить, то ему нужно давать возможность много ползать, потому что ползание — это прекрасный тренажер межполушарных связей. Этот период нельзя торопить, нельзя стараться ускорить, пускай он ползает столько, столько ему требуется. Как помочь малышу быстрее поползти и об особенностях его развития до года, смотрите в интернет-курсе Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребенка до года>>>Главные враги развитияПочему современные дети все чаще отказываются ходить на улице?Главными врагами естественного развития являются многочисленные мамины «помощники». Когда вы используете ходунки, прыгунки, манежи, коляски, велосипеды с ручкой. При использовании этих средств ребенок никак не задействован в движении, он просто сидит, а мама его катит. Естественно, в такой ситуации у него нет никакой мотивации для того, чтобы взять и пойти. Напротив, он как царь на маленьком троне, пальцем указывает, куда ему нужно и мама поворачивает в ту сторону. Как стимулировать ребенка к ходьбеУже с 8–9 месяцев нужно начинать гулять с бодрствующим ребенком. Чтобы он смотрел, что есть более взрослые детки, которые бегают сами, что гуляют кошки и собаки, бегают птички, что весь мир вокруг находится в движении. Так он получает более полную информацию об окружающем мире. Дальше, когда мы видим, что ребенок освоился с ходьбой и у него начало получится, ему пора купить первую обувь. Подробнее в статье Первая обувь для малыша>>>Важно! На первом этапе надевать ботиночки или сандалии нужно дома, чтобы он привык к новым ощущениям. Потому что ходить босиком и в обуви – это не совсем одно и то же. И когда ребенок познакомился с обувью, то пора стимулировать ребенка к самостоятельному хождению. Для этого мы сознательно достаем его из коляски и даем возможность походить. Часто мамы чередуют катание в коляске и ходьбу. Немного покатали, потом поставили на ножки. Пусть он пройдет 5, 10 шагов, но это будет весомый вклад в его развитие. Чтобы придать ребенку уверенности, позвольте ему держаться за коляску, дайте возможность ходить на площадке вдоль лавочки, около турника, это все будет идти на пользу. Не нужно давить на него сверх меры, пускай ходит столько, сколько хочет. Ориентируйтесь на возможности ребенка. Как правильно гулять с ребенком на улице и научить его следовать за вами, а не убегать, смотрите в интернет-курсе Внимание: прогулка!>>>Развитие навыка ходьбыГлавный принцип, если мы хотим, чтобы ребенок ходил на прогулке много, бодро и хорошо – это капля камень точит. Постепенно нужно начинать пробовать выходить на короткие прогулочки без коляски. Мы понимаем, что часть дороги будет идти сам ребенок, но как только мы увидим первые признаки усталости, то сразу берем на руки. Это очень важный момент, мы не доводим до слез, чтобы ребенок понял: «Я начинаю плакать — мама хватает меня на руки». Наоборот, как только пропадает первый интерес от совершаемых действий, сразу берем ребенка на руки, хвалим, обсуждаем успехи, а после паузы снова опускаем на землю. Короткими перебежками добираемся до детской площадки. Здесь ребенка носить не нужно, от горки до песочницы он доберется сам. Поэтому родители только наблюдают, помогают и оберегают от падений. Важно! Если вы видите признаки усталости — это повод не таскать его на руках по площадке, а взять за руку и увезти домой. Когда ребенок становится старше — ему уже можно привести весомые причины, почему вы не можете взять его на руки. Например, мама уже знает, что ребенок легко может пройти расстояние от дома до песочницы. Но на середине дороги он начинает капризничать и просится на руки. В этот момент приводим весомый аргумент. Мама не может взять ребенка на руки, потому что в одной руке у нее игрушки до песочницы, а в другой пакет с водичкой и печеньем. Конечно, он не сразу согласится и может начать капризничать. Уговаривайте, хвалите: «Давай еще шажочек, смотри, вот ты и сам дошел до березки. По ней бегают муравьи, смотри, сколько шажочков они делают». И так, день за днем вы стимулируете его к тому, чтобы ходить самостоятельно. Все это увеличивает степень его физической выносливости. Значит, он сможет ходить на более дальние расстояния, не уставая. И тем здоровее и умнее он будет расти. Это самая замечательная мотивация для родителей, чтобы скорее отказаться от колясок и начать ходить пешком. Сегодня часто можно увидеть родителей, которые усаживают детей в велосипед с ручкой и часами ходят с ним кругами по двору. Гораздо полезней будет погулять 30 минут, но все это время ребенок будет активно бегать, ловить бабочек или лепить снежки. Это будет идти на пользу его сердечно-сосудистой системе, нервной системе, служить отличным стимулом для развития мелкой моторики.

Зачем мы берем малыша на руки

Укачивание

Как правило, самая распространенная причина, по которой ребенок оказался приучен к рукам сильнее, чем хотелось бы, это укачивание. Укачать на ручках действительно легко и просто. Но для начала попробуйте уложить малыша, не укачивая. Может быть, он и так уснет? А если не спит, то, может быть, голоден или испытывает какой-то другой дискомфорт? Найти причину этого дискомфорта не всегда легко, но это правильный путь.

Потребность самой мамы в физическом контакте

Взять ребенка на руки проще, чем занять его каким-то делом. Дать другую погремушку, развернуть к окошку, посадить в манеж на кухне (да и есть ли там место для манежа?). Получается, что за этим решением стоит лень и отсутствие фантазии. Говоря так, я никоим образом не хочу никого обидеть. Многим из нас действительно легче физически напрячься, чем что-то придумать. Просто надо понимать, что наступит момент, когда ваши силы будут на исходе, и вам все равно придется включить голову и придумать, как занять малыша без рук.

Безопасность ребенка

Взять малыша на руки – это решить вопрос его безопасности. «Когда он при мне, с ним ничего не случится», – примерно так думает мама. Если вы чувствуете, что спокойны за ребенка только тогда, когда он у вас на руках, то нужно осознать свой страх и проработать его у психолога. Иначе он создаст вам немало проблем в будущем – ведь рано или поздно вам все равно придется ребенка отпустить – физически и психологически.

Если вы обнаружили, что проблема уже стоит в полный рост и говорить о том, что вам надо было себя вести иначе, поздно, то давайте не будем прятаться от нее в надежде, что само пройдет, а понемногу решать. Тут важно правильно выбрать момент.

Когда не надо отучать ребенка от рук

Ребенку важна мамина поддержка, когда:

  • он эмоционально возбужден, расстроен;
  • у него колики;
  • режутся зубки;
  • он болеет, плохо себя чувствует

Кто-то из нас может лучше успокоить малыша словом, кто-то – через физический контакт. Важно и то, что нужнее самому ребенку. Порой взять на ручки – эффективнее, чем убеждать, что ушиб скоро пройдет. А иногда лучше поговорить, посидеть рядом, чем сразу брать на руки. Несмотря на то, что ваш ребенок еще совсем маленький, у него уже есть свой собственный характер. И чем внимательнее вы будете присматриваться к ребенку, чем лучше понимать его, тем точнее вы сможете реагировать на его потребности – желательно так, чтобы вам обоим было комфортно.

Как отучать от рук

  • Занимать делом. Давать игрушки, пазлы, книжки, ложки-поварешки – что угодно, что привлечет внимание малыша.
  • Брать с собой, но не на руках. Сажать в манеж, в переноску, в качели. Вы рядом, но ваши руки свободны. Вы мама, но вы отдельный человек.
  • Прямо говорить о своих чувствах и ощущениях и планах. «Ух, какой ты уже стал тяжелый! Скоро мне тебя будет не поднять. Посиди в стульчике, вот твоя книжка, а я пока схожу умоюсь/выпью кофе». Или «На ручки? Ну ты и хитрец! Давай-ка я тебя посажу в манеж, а то спина уже болит. Но ты будешь рядом, не переживай».
  • Ссылаться на авторитеты (если ребенок уже довольно большой). Например, можно попробовать сказать, что вам доктор запретил брать его на руки чаще, чем 3 раза в день, иначе это опасно для вашего здоровья (спины). И обязательно выполнять обещания. Если сказано «3 раза», то это не 6 и не 9.
  • Постепенно. Если ребенок привык к рукам, единомоментно вы проблему не решите. Действуйте мягко, но решительно. Используйте разные способы. «На ручки? Хорошо, но на минутку». «На ручки? Давай через 5 минут, я сейчас не могу». «На ручки? Давай лучше сказку включу. Не хочешь? А на кухню в манеж пойдешь? Тоже не хочешь? Вредничаешь, да? А я на ручки тоже не хочу тебя брать, у меня уже ручки болят. Что будем делать?».
  • Используя подходящий момент. Например, если вы отлучились от ребенка на день-два, а другие значимые родственники обычно не берут малыша на руки, то по возвращении вы вполне можете попробовать изменить сложившуюся традицию – ну или, по крайней мере, свести ее к минимуму. Можно напомнить малышу, что пока вас не было, он отлично справлялся без ваших рук – ведь он уже большой (тут, конечно, все зависит от возраста ребенка и его «сознательности»: пробовать вести такие беседы можно после года, но никак не в 6 месяцев).

Одним словом, доверяйте себе и своим ощущениям. Если вы чувствуете, что есть проблема – значит, она есть и ее надо решать. Пробуйте разные варианты, ориентируясь на вашу ситуацию. Ведь никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы.

Вся информация взята из открытых источников. Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право. Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Если ребенок не отпускает маму ни на шаг

Конечно, быть мамой непросто. Накапливается усталость и раздражение от необходимости каждодневной готовки, уборки, а тут ещё и ребенок просится на руки постоянно. В такие моменты может казаться, что это попросту детские капризы. Но согласитесь, что маленький ребенок не может не отпускать маму из вредности, либо специально, чтобы она ничего не успела сделать.

Малыш, которого ничего не беспокоит, всегда найдет, чем себя занять. То отправится исследовать содержимое стола с кастрюльками, то пробует на вкус землю в цветочном горшке. А если в какой-то момент все стало неважным и неинтересным, значит, случилось что-то у крохи, что-то пошло не так в его крошечном мире. Чем бы вы не были заняты, самая главная ваша задача в такие моменты — помочь карапузу, дать ощущение защищенности и свою поддержку, любовь. Вот и ищет ребенок вашу поддержку просясь на руки.

Однажды у моей дочурки был период, когда она едва проснувшись, начинала хныкать и постоянно просилась на руки в течении всего дня. День, второй, третий. Накапливалось раздражение, от того, что я за день ничего не успеваю, поскольку ребенок вечно «висел » на мне.

Одной рукой можно пылесосить, протереть пыль, а готовка? Это длилось почти месяц. Мне начинало казаться, что это у неё уже привычка выработалась ездить весь день на маме. Я не могла понять причину, пока не обнаружила, что у моей принцессы одновременно прорезались 6 зубов (из них 4 клыка). Причем протекало это без симптомно. Без явного покраснения десен, температуры и прочих признаков.

Причины почему ребенок не отпускает маму от себя ни на шаг

Детские психологи выделяют 3 основные причины того, что ребенок не отпускает маму:

  • Что-то его беспокоит физически.
  • Передается мамина тревога
  • Страх, что он вам не нужен

Первую причину я уже описала. У более маленьких это могут быть газики, колики. У нашей средней дочери только в 2 месяца обнаружили дисплазию, до этого момента я никак не могла понять, почему же кроха так часто плачет? Купаю — хнычет, пеленаю — хнычет. Здоровый малыш хохочет и смеется, стремясь все исследовать поскорее.

Вторая причина, по которой ребенок не отпускает маму

Адреналин кормящей матери передается крохе вместе с вашим молоком

Ваш карапуз совсем беззащитная кроха, его маленький хрупкий мир в эти годы полностью зависит от вас (вашего эмоционального настроя, уделенного уму времени). Если ребенок ощущает вашу тревогу, значит и ему тревожно. Он ведь не понимает причины вашей тревоги!!! Началась война и будут бомбить? Нужно спасаться, а где самое безопасное место???? Рядом с мамой. В таком возрасте страх и волнение самостоятельно преодолеть малыш не может.

Даже сейчас, когда вам тревожно кто-то из вас звонит подруге, кто-то маме, чтобы уменьшить это ощущение, получит поддержку. Вспомните, когда в детстве вас сильно обижали, и мама прижимала к себе, или дула на ранку, то сразу становилось легче. А как реагируете вы, когда ребенок просится на руки бесконечно не отпуская маму ни на шаг? «Да сколько можно хныкать и висеть на мне??? Как это все надоело». Представили, что в детстве вы пришли бы домой к маме, а она вас так встретила? Никто не говорил, что быть мамой легко. Ребенок просится на руки только в моменты, когда ему нужна защита.

Третья причина, почему дети не слезают с рук

Кроха ощутил, что в данной ситуации вы хотите от него отделаться. Это именно та ситуация, когда весь день вы проносили кроху на одной руке, другой выполняя дела по дому (пылесося, протирая пыль и поливая цветы). Всегда остается что-то, что непременно нужно закончить (доварить суп, дожарить котлеты, домыть посуду или просто отлучиться в туалет), а ребенок упорно не хочет вас отпускать, хнычет и карабкается, как обезьянка на руки, цепляясь за вас. Если вам удается оторвать кроху от себя, он начинает он ныть, а потом переходит на визг. Начинается истерика.

Инстинкты ребенка обмануть никогда не удастся. Он в эти минуты так борется с конкуренцией за ваше внимание. Именно истерика способ отчаянной борьбы. Кроха борется тем методом, которым умеет: цепляется за вас, выгибаясь всем телом и плача. Знаете, почему люди в состоянии стресса могут, вцепится в волосы? Это первобытные инстинкты, которые до сих пор есть у обезьян. Обезьяна, попав в стрессовую ситуацию (пожар например) может броситься наутек, напрочь забыв о  детеныше. Малыши цепляются ей за шерсть, чтобы она не смогла оставить его. Инстинктивно дети во всем мире так поступают, они цепляются за маму.

Через годы хозяйственные хлопоты никуда не денутся, а самые ценные мгновения можно променять на нежные объятия и прикосновения.

Я бы плюнула на всё и всех и занималась исключительно дочуркой. Я бы по 100 раз в день её переодевала, повсюду брала с собой. Теперь мне остается надеяться, что дочь позволит играть с внуками.

Дайте малышу океан вашего внимания, нежности любви и заботы.

Автор текста Наталья Чалая.

При копировании текста обязательна активная ссылка на сайт.

Признаки

Каждый истеричный ребёнок во время приступа ведёт себя по-разному. Кто-то может просто топать ногами и громко орать. Другие начинают кататься по полу. Но опаснее всего те, кто, выплёскивая негатив и агрессию, наносит повреждения себе и окружающим. Родители должны знать, как это происходит с их малышом. Это позволит своевременно предпринять необходимые меры безопасности.

Перед истерикой многие как бы «готовятся» к предстоящему представлению. Если удастся поймать этот момент, можно предупредить приступ. Об этом сигнализируют особые предвестники:

  • лёгкое хныканье;
  • сопение, пыхтение, ворчание;
  • поджатые или дрожащие губы (кто-то обиженно оттопыривает нижнюю губу);
  • нахмуренный взгляд исподлобья на того, от кого зависит удовлетворение желания;
  • глаза, полные слёз;
  • закрытая поза (руки в замке перед собой);
  • методичные раскачивания телом (сидя на стуле или просто стоя);
  • нервные, резкие движения;
  • красное лицо.

Предвестники демонстрируются далеко не всегда — часто приступы начинаются неожиданно и резко. Что обычно делает ребёнок в истерике:

  • плачет;
  • громко кричит до хрипоты;
  • размахивает ногами и руками;
  • топает, прыгает;
  • разбрасывает предметы;
  • тяжело, прерывисто дышит;
  • натужно и долго кашляет;
  • царапает, кусает самого себя и окружающих;
  • бьёт и толкает тех, кто находится рядом;
  • бьётся головой об стену;
  • не способен адекватно реагировать на сказанное и общаться;
  • катается по полу;
  • лёжа на полу, выгибает спину дугой — поза так называемого «истерического моста», представляющая собой непроизвольные судороги.

При этом он может кричать самые обидные вещи для человека, на которого направлена его истерика: «уходи», «ты плохой / плохая», «я тебя больше не люблю», «я тебя ненавижу».

В этот момент ребёнок переживает сразу несколько мощных эмоций:

  • гнев, ярость, злость, негодование;
  • раздражение, недовольство;
  • агрессию;
  • отчаяние, горькое разочарование;
  • обиду.

Это состояние аффекта, во время которого не получается сдерживать эмоции, контролировать поведение, как и моторику. Поэтому даже при членовредительстве (когда бьётся головой о стену, кусает и царапает самого себя), боль практически не чувствуется.

Капсулы для Похудения. На основе кетогенной диеты.
8 часов назад
Беспокоят суставы? Выход есть! Не растягивайте лечение на года.
8 часов назад

Наблюдать за всем этим достаточно страшно. Поэтому взрослые, которые оказываются свидетелями подобных сцен, должны знать, как правильно реагировать на истерики ребёнка.

Что делать

Инструкция включает в себя несколько этапов.

Попытка перехвата

Чтобы избежать истерики, нужно:

  • Изучить предвестники (они у каждого индивидуальны).
  • Уметь распознавать по ним приближающийся приступ заранее.
  • Срочно отвлечь, переключить внимание на что-то захватывающее, интересное.

В качестве отвлекающих манёвров можно использовать яркие книжки, любимые игрушки, домашних питомцев, наблюдение за происходящим на улице, поиск вкусностей на кухне и т. Родители лучше знают своего малыша и должны быть в курсе, что его может по-настоящему заинтересовать. Прием эффективен лишь в том случае, если истерика ещё не началась. Во время приступа использовать его уже бесполезно.

Обозначение проблемы

Когда ребёнок успокоится, нужно обязательно выяснить причину его расстройства и, чётко сформулировав, проговорить возникшую проблему. Например: «Ты сердишься, потому что я не купила тебе куклу», «Ты обиделся, потому что тебе не дали ещё погулять». Во-первых, это позволит ему осознать, что произошло. Во-вторых, научит говорить о собственных чувствах.

После этого проводится разъяснительная беседа, почему он не получил желаемого: «Мы договорились, что купим куклу на день рождения», «Нам надо ещё поужинать, помыться и поиграть — мы бы не успели этого всего сделать, если бы остались гулять».

Такие открытые, доверительные разговоры сближают детей с родителями, способствуют установлению более тесного контакта, учат мыслить логически и осознавать наличие ограничивающих рамок, выступать за которые нельзя ни при каких обстоятельствах.

Не всё получится с первого раза — поначалу ребёнок будет спорить и отстаивать свои права, но постепенно осознает тщетность таких бунтов и собственную неправоту.

Сохранение спокойствия

Если предупредить надвигающуюся грозу не получилось, можно попробовать остановить истерику у ребёнка, соблюдая следующую инструкцию:

  • Ничего ему не доказывать, не объяснять, не воспитывать, так как в этот момент он не способен адекватно воспринимать речь и нормально общаться.
  • Не повышать голос ни при каких обстоятельствах.
  • Не применять физическую силу: дёргать за руку, трясти, шлёпать по попе, давать подзатыльник — это только усугубит ситуацию.
  • Не жалеть, не паниковать, что ему больно (из-за отсутствия контроля за моторикой боль не ощущается).

Сохраняя спокойствие, нужно наклониться к ребёнку или присесть перед ним так, чтобы ваши глаза оказались на уровне его (ни в коем случае не общаться сверху вниз, нависая над ним). Ровным, мирным голосом негромко сказать ключевую фразу: «Я понимаю, ты обижен, но вести себя так нельзя». Она убивает сразу нескольких зайцев:

  • вы показываете ему свою сопричастность: вы его понимаете;
  • формулируете проблему, помогая ему осознать собственную эмоцию (обиду);
  • напоминаете о правилах поведения, которые уже должны быть привиты.

Успокаивающе должны подействовать также мирный тон голоса и эмоциональная невозмутимость взрослого. Если удалось завладеть вниманием, окончательно справиться с детской истерикой помогут объятия и поцелуй в щёку. Если до этого проводились воспитательные меры, таких действий со стороны взрослого будет достаточно для прекращения приступа. Но что делать, если купировать его не получилось?

Игнорирование

Если истерика продолжается, несмотря на все ваши действия, единственно верный выход из сложившейся ситуации — игнорировать её. Для родителей это самое сложное. Ведь им кажется, что:

  • у ребёнка сейчас случится сердечный приступ, так сильно он орёт;
  • он разобьёт и исцарапает в кровь себе голову и руки;
  • все на него смотрят и осуждают;
  • это никогда не закончится.

Эти мысли нужно отбрасывать. С подобным паническим настроением легко справиться, если один раз убедиться в том, что к серьёзным последствиям (сердечному приступу или сотрясению мозга) детская истерика не приводит. Ссадины на руках и на лбу пройдут быстро. Что касается окружающих, если всё происходит в публичном месте, подумайте о том, что вы всех этих людей видите в первый и последний раз, поэтому их мнение не имеет значения. Если среди них есть кто-то знакомый, можно перед ним тихо извиниться. Адекватный человек поймёт, что подобное в детском возрасте случается со многими.

Как только ребёнок поймёт, что истерика не возымела действия и взрослый остался равнодушным, он прекратит кричать и биться об пол. Когда средство для достижения цели оказывается бесполезным — ему надо искать замену, чем он и займётся, обдумывая новый план.

Внимание! Поведение взрослого требует корректировки, если истерика случилась в публичном месте, где:

  • огромное количество народа, тесно скученная толпа (в общественном транспорте, например);
  • рядом с вами находятся старики, инвалиды, другие маленькие дети, беременные женщины;
  • требуется тишина (на выступлении).

Нужно понимать, что в таких ситуациях ребёнок мешает другим и даже может нечаянно навредить им (пнуть, укусить, ударить, поцарапать). Задача взрослого — не допустить этого и увести его или срочно отвлечь. Самый работающий манёвр — эффект резкого переключения внимания: «Ух ты! Смотри, кто в небе летит! Вон там! Ты что, не видишь? Не знаешь, кто это?», «Ой, а куда у тебя шарфик делся? Я точно помню, ты его надевал! Куда он мог исчезнуть? Ты знаешь?». Но учтите: каждый раз нужно придумывать что-либо новое. Дважды на одну и ту же уловку дети вряд ли купятся.

Подведение итогов

После того, как истерика закончится, не стоит сразу начинать отчитывать ребёнка, воспитывать, высказывать своё неудовольствие. Нужно выждать какое-то время. При этом старайтесь обращать на него минимум внимания. Но не игнорировать, если он что-то спрашивает и пытается, что называется, навести мосты. Обязательно отвечайте, но односложно, неохотно, демонстрируя своим видом, что вы недовольны произошедшим.

Психологи рекомендуют после истерики выждать паузу в 15 минут. Если она затянется, разговаривать будет уже бесполезно: за детские эмоции отвечает кратковременная память, так что спустя 20-30 минут после случившегося они могут не вспомнить, почему так произошло и в чём именно они виноваты. Начинать беседу раньше тоже не имеет смысла, так как обида и недовольство будут ещё слишком свежи и всё может повториться.

После этого необходимо обратить внимание ребёнка на последствия истерики, которую он устроил:

  • «Посмотри: ты расцарапал себе руки / поранил лоб».
  • «Ты очень сильно напугал девочку, которая стояла рядом с тобой».
  • «Ты расстроил меня».
  • «То, что ты сделал, плохо — так вести себя нельзя, мы с тобой об этом уже говорили. Поэтому придётся тебя наказать».

Он должен понять, что так делать нельзя. Не бойтесь наказывать за истерики — система кнута и пряника даёт свои результаты в воспитании. Конечно, это не должно быть физическое насилие или лишение прогулки (= свежего воздуха). Что допускается:

  • ставить на 5-7 минут (в зависимости от возраста) в угол;
  • оставлять ненадолго одного, чтобы подумал о своём поведении (при наличии нахождения взрослых в соседних комнатах);
  • лишать сладкого;
  • заменять телефон (планшет / телевизор) на книгу с поучительной сказкой;
  • укладывать раньше спать.

Если ребёнок усвоит, за что именно его наказывают, поверьте — в следующий раз он хорошенько подумает, прежде чем закатить очередную истерику.

Возрастные особенности

Самые яркие истерики приходятся на 2-3 года, когда ребёнок ещё только учится вести себя, усваивает нормы поведения, пытается самоутвердиться и стать самостоятельным. Однако именно в этом возрасте при правильном отношении взрослых они быстро купируются и больше не возвращаются (только в крайних случаях, под воздействием сильного стресса). Гораздо труднее справиться, если они проявляются позже.

2 года

Родителям категорически нельзя:

  • бросаться сразу удовлетворять все его требования, лишь бы прекратил истерику — вырастет капризным и избалованным;
  • кричать и бить — появится боязнь, разовьются комплексы или, что ещё хуже, физическое насилие приведёт к психотравме.

Нужно обнять малыша, показать ему свою любовь, что вы рядом, попросить успокоиться или элементарно отвлечь внимание. Обычно в 2 года срабатывают такие приёмы. Не получается — начать игнорировать. Далее обозначить своё недовольство и сказать, что так делать нельзя. Как правило, через 5-6 истерик, когда осознаётся их бесполезность, всё заканчивается.

Родителей должно насторожить, если даже после всей этой проведённой работы двухлетний ребёнок постоянно истерит. Скорее всего, это уже не просто капризы, а что-то психосоматическое. Возможно, он переутомляется или чувствует какой-то дискомфорт. Пересмотрите режим дня, питание. Может, так выражается стресс на садик. При необходимости пройдите медицинское обследование.

3 года

В психологии есть понятие «кризис трёх лет». Столкновение интересов «отцов и детей» достигает своего пика. Ему кажется, что он уже взрослый, всё может и умеет сам. Но постоянно натыкается на систему ограничений (много мороженого нельзя, сидеть долго за планшетом нельзя, по лужам ходить нельзя) и желание родителей во всём помочь (завязать шнурки, одеться, заправить кровать, налить чай). Начинается ярко выраженный протест против всех этих правил и опеки. Даже послушные до этого дети начинают устраивать истерики. Возрастные особенности приступов:

  • поводом может стать абсолютно любая, даже самая незначительная ситуация (мама поправила воротник рубашки);
  • часто родители даже не понимают, из-за чего всё началось;
  • в день случается до 10 приступов;
  • самые яркие, пугающие взрослых проявления.

Родители должны понять, что у ребёнка 3 лет должна быть частичная самостоятельность и право выбора в некоторых ситуациях (с какой игрушкой лечь спать, какие шорты надеть). Если он будет слышать несколько раз в день, какой он самостоятельный и взрослый, ему уже не понадобится самоутверждаться. Пунктик в подсознании устранится — и истерики прекратятся.

4 года

В этом возрасте капризы становятся более осознанными и целенаправленными. В большинстве случаев продиктованы неправильной системой воспитания. Дети 4 лет сообразительны и наблюдательны. Мама запрещает что-то делать? Тогда нужно добиться этого у бабушки, которая разрешит любимому внуку всё, лишь бы он не бился головой о стенку. В таких случаях необходимо собраться всем родственникам и ещё раз обговорить списки дозволенного и табу.

Иногда бывает так, что обычно ребёнок ведёт себя хорошо, понимает запреты и слово «нельзя», не выходит за рамки дозволенного, но время от времени всё равно устраивает истерики по самым незначительным поводам (порой даже без них). При этом сам не может чётко сформулировать свои требования. В большинстве случаев это свидетельствует о психосоматических нарушениях, требующих вмешательства невролога.

5-6 лет

На 5 лет, если верить психологам, приходится второй возрастной кризис. Не такой мощный, как в 3 года, но иногда проявляющийся достаточно ярко. Он характеризуется:

  • замкнутостью (перестаёт делиться секретами, всё чаще хочет побыть один, закрывается у себя в комнате);
  • неуверенностью в себе, страхами, фобиями, паническими атаками;
  • перепадами настроения, появлением раздражительности, внезапных приступов агрессии и злости (чаще всего беспричинных);
  • плаксивостью;
  • слепым копированием родителей, имитацией жизненных ситуаций;
  • отстаиванием своих прав.

Все эти факторы могут стать благодатной почвой для истерики. Иногда для приступа достаточно буквально мелочи. Может, кто-то зашёл в комнату, когда хотел побыть один. Или повёл себя как родители (сказал плохое слово), а его за это наказали. Часто обычные слёзы перерастают в припадок.

Как утверждают психологи, истерики в 5 лет в большинстве случаев продиктованы нехваткой родительской любви и внимания. Посмотрите на свою семью со стороны: не пропадаете ли вы целыми днями на работе, устраиваете ли вы совместные ужины, как часто выбираетесь все вместе? Чтобы такого больше не повторялось, достаточно выкроить в своём плотном графике время на ребёнка.

Что касается самих приступов, членовредительство уже нельзя оставлять без внимания, как в 2-4 года, потому что оно может закончиться серьёзными увечьями. Нужно срочно поднять ребёнка с пола, отодвинуть подальше от стены, держа его крепко за руки, и увести куда-нибудь в тихое место. При этом не нужно сюсюкаться (он уже достаточно большой для этого) и пытаться что-то объяснять. Подождите, пока успокоится, а затем уже проводите беседу.

7 лет

Истерики в 7 лет чаще всего носят ситуативный характер. Первая ситуация, провоцирующая приступ, — необходимость посещать школу. На ребёнка сваливается куча правил, требований и ограничений: надо делать уроки, сидеть смирно 40 минут, соблюдать режим звонков, слушаться учителей. При этом меняется круг общения, появляются одноклассники, новые знакомые, друзья. Причинами истерик обычно становятся:

  • элементарное переутомление;
  • эмоциональный стресс;
  • авторитарный характер преподавания учителя, если родители воспитывали ребёнка дома в спокойной и мягкой манере;
  • некомфортная обстановка и плохая дисциплина в классе, когда все вокруг кричат и дерутся;
  • слепое копирование кого-нибудь из одноклассников, если тот закатил истерику в школе.

В этом случае просто необходимо поговорить с учителем и школьным психологом. Они помогут разрешить сложившуюся ситуацию. Если истерики продолжатся и вы уверены, что в них виновата школа, стоит задуматься о том, чтобы её сменить.

Вторая ситуация, провоцирующая приступ, — обстановка в семье. К этому времени отношения между родителями могут ухудшиться (семейные кризисы никто не отменял), или появляется ещё один ребёнок, или умирает кто-нибудь. Причинами истерик становятся:

  • открытые конфликты между родителями, ссоры на повышенных тонах;
  • пьянство, рукоприкладство, драки;
  • ревность к младшему ребёнку, недостаток внимания и любви;
  • психотравма из-за смерти кого-то из близких.

8-9 лет

Если истерики начались в столь позднем возрасте — это тревожный сигнал. У него уже сформированы установки и правила поведения: что можно, а что нельзя. Наверняка он не будет требовать таким образом игрушку в магазине. Адаптация к школе тоже заканчивается к этому периоду. Причиной чаще всего становится какая-то психотравмирующая ситуация: конфликт со сверстниками, проблемы в освоении какого-либо предмета, нервный срыв, истощение, несправедливость.

В 8-9 лет ребёнок уже умеет управлять своими эмоциями, поэтому специалисты в таких случаях отказываются от термина «истерика» и говорят о клиническом диагнозе — истерическом неврозе. Если приступы произошли более 2 раз за короткий промежуток времени, необходимо, не откладывая, идти к психотерапевту или неврологу.

Когда следует обратиться к специалисту

Не всегда родители успешно справляются с детскими истериками, даже если делают всё правильно. Это происходит в тех случаях, когда приступы продиктованы стойкими нарушениями в работе нервной системы или психотравмами. Они требуют обязательного вмешательства профильных специалистов — психотерапевта или невролога. Какие сигналы свидетельствуют о необходимости такого шага? Если истерики:

  • продолжаются, несмотря на все предпринимаемые меры взрослых, которые оказываются неэффективными;
  • устраиваются ежедневно;
  • характеризуются чрезмерной, ничем не контролируемой агрессией, направленной на всех без разбора, кто оказывается рядом;
  • сопровождаются потерей сознания, остановкой дыхания, одышкой, рвотой;
  • устраиваются после 4 лет;
  • длятся более 20 минут;
  • происходят ночью, сопровождаются кошмарами и паническими атаками;
  • заканчиваются серьёзными увечьями и повреждениями себе и окружающим.

Особенно опасными считаются ночные истерики, которые требуют немедленного вмешательства специалиста. Родителей должно также насторожить, если по окончании приступа ребёнок в течение какого-то времени находится в состоянии полной апатии, лежит, ни на что не реагирует, бледный и вялый. Это может продолжаться 1,5 часа и больше.

Отдельные случаи

Как успокоить новорождённого ребёнка во время истерики?

Чтобы успокоить грудного ребёнка при истерике, нужно следовать простому алгоритму:

  • Успокоиться самому.
  • Постараться выяснить и устранить причину. Может, ему холодно или жарко, страшно или скучно, переутомился, хочет кушать, испытывает дискомфорт из-за мокрых пелёнок, что-то болит.
  • Покачать в вертикальном положении, поглаживая по спинке.
  • Спеть песенку или просто поговорить ласковым голосом.

Если все меры предприняты, но малыш всё равно истошно орёт, нужно положить его в кроватку и уйти в другую комнату. В 50% случаев это срабатывает, и он успокаивается. Если через 5-7 минут ничего не изменилось, следует срочно вызвать педиатра.

Что делать, если ребёнок истерит по любому поводу?

Если он буквально на всё реагирует истерикой и приступы случаются по несколько раз в день, это явно не нормально. Нужно понимать, что в такие моменты организм испытывает сильнейший стресс: сердцебиение и дыхание учащаются, голосовые связки работают на пределе возможностей. С учётом того, что он может серьёзно пораниться, нельзя допускать подобных сцен так часто. Если все те меры, которые были расписаны выше, не приводят к результатам, не откладывайте визита к профильному специалисту.

Почему ребёнок закатывает истерики после садика?

Не спешите сразу же обвинять воспитателя в некомпетентности. Возможно, малыш таким образом просто демонстрирует вам, как он по вам соскучился и что ему дома нравится больше, чем в садике. В таких случаях проводите с ним больше времени и чаще беседуйте о том, что в сад ходить нужно, и это не обсуждается. Если подобное происходит, когда основная адаптация прошла, только тогда уже обратите внимание на стиль работы воспитателя.

Почему ребёнок ночью просыпается и кричит в истерике?

Если он просыпается с истерикой и плачет, причин может быть несколько: перенесённый за день стресс, апноэ, ночные кошмары. Сначала постарайтесь обеспечить ему полноценный отдых, не допускать психотравмирующих ситуаций и переутомления. Запретите играть в «кровавые» компьютерные игры, засиживаться допоздна за просмотром «ужастиков». 2-3 часа до сна он должен провести в спокойной обстановке: почитать, заняться любимым делом (вязанием, выжиганием, оригами, бисероплетением), просто поговорить с вами, порисовать.

Если и после этого он всё так же просыпается ночью с истерикой, обратитесь за помощью к психотерапевту.

Родителям не просто нужно, а необходимо бороться с детскими истериками, пока ребёнок ещё маленький. Чем дальше, тем труднее будет с ними справиться — скорее всего, только через психотерапевтический курс лечения.

Дополнительные рекомендации

Если ребёнок истерит, это первый сигнал родителям менять и своё отношение к нему, систему воспитания и режим дня. Какие меры помогут:

  • Соблюдение режима дня.
  • Обеспечение правильного, здорового питания в соответствии с возрастом.
  • Занятия спортом.
  • Полноценный отдых, не допускающий переутомления.
  • Уважительное отношение, начиная с самого маленького возраста.
  • Отведение достаточного времени для игр, прогулок, досуга, любимого занятия.
  • Позволять проявлять самостоятельность (в крайнем случае шнурки после него можно потом перезавязать, а тарелку перемыть).
  • Предоставлять право выбора (надеть жёлтую или синюю футболку, пойти гулять с мамой или бабушкой).
  • Организовать спокойную атмосферу перед сном (если он засыпает с истерикой).

Не отступать от системы воспитания. Среди всех взрослых в семье должны быть согласованы её основные пункты. Если не разрешается сидеть у телевизора после десяти вечера, то ни бабушка с дедушкой, ни кто-либо другой не должны нарушать данное правило. Моменты, в которых ребёнок лишается права выбора, должны быть:

  • чётко и правильно сформулированы: желательно избегать слов «надо» и «нельзя» — они действуют как красная тряпка на быка, а вот местоимение «мы» приветствуется;
  • озвучены;
  • произнесены твёрдым голосом, не терпящим пререканий, но не грубо и не жёстко;
  • постоянными: их надо регулярно повторять в одной и той же формулировке каждый раз, как возникает соответствующая ситуация.

Например: «Едим кашу», «Идём домой», «Купим в следующий раз» и т. Каждый раз, когда ребёнок будет слышать подобные фразы, у него будут формироваться паттерны поведения, нужные родителям. Он должен понять, что в такие моменты спорить и истерить бесполезно. Эту мысль ему нужно внушать постоянно. Поначалу, конечно, он будет протестовать, но вскоре усвоит установки и будет относиться к ограничениям, правилам и требованиям более спокойно.

Избавляемся от морщин! Как вернуть коже молодость?
8 часов назад
Косметолог больше не нужен. Какую альтернативу выбирают звезды?
6 часов назад

Читайте также