

Все родители с нетерпением ждут первых слов своего малыша. Если он молчит или разговаривает меньше своих сверстников, у мам и пап естественно возникает вопрос: все ли с ним в порядке.
Родители очень часто приходят к специалисту с вопросами: «Как оценить развитие речи?», «Сколько слов должен уметь говорить ребенок?».
Первые поводы для беспокойства появляются, как правило, к 1-1,5 годам.
«Мое мнение, что развитие речи нельзя измерять количеством слов. Делать выводы о психоречевом развитии ребенка можно, только оценив в совокупности ряд важных критериев»— объясняет врач-невролог доктор Ирина Каплич.
Считается, что девочки говорят свои первые слова в 9-10 месяцев, а мальчики в 11-12 месяцев.
При этом отклонения в ту или иную сторону допустимы примерно в течение 4-5 месяцев. Нормальным можно считать, если ребенок произносит 7-10 слов в год, а также если он составляет всего 3-4 простых предложения. Но
важно не количество слов
Есть и другие признаки развития ребенка
При обучении первых слов может вообще отсутствовать активная речь, но в то же время может иметь место нормальное психоречевое развитие.
О том, что он развивается нормально, несмотря на отсутствие речи, свидетельствуют такие факторы:
— понимает значение простых слов, знает названия предметов и игрушек: например, если вы попросите его дать вам мишку, он протянет вам его, но не потянется к зайчику;
— выполняет простые просьбы «дай», «возьми», «принеси»;
— реагирует на отрицающие и запрещающие фразы «нельзя», «не трогать»;
— откликается на свое имя, понимает, что к нему обращаются;
— считывает эмоции, интонацию и жесты родителей;
— помашите рукой «привет» или «пока»;
— использует указательный жест;
— выражает эмоции;
— играть со взрослыми;
— устанавливает зрительный контакт;
— захватывает мелкие предметы двумя пальцами;
— размещает кольца на пирамиде;
— помогает одеваться и раздеваться, может справиться один;
— держит ложку в кулаке.


Фото: Гетти
Развитие речи можно оценить примерно на втором году жизни.
О задержке речевого развития можно говорить в тех случаях, когда в 2 года ребенок практически не говорит или произносит ни одного слова, либо когда в 3 года у него еще не сформирована связная речь.
Вам следует обратиться к врачу, если:
— в возрасте 1 года у ребенка отсутствуют реакции на обращенные к нему слова;
— в 1,5 года делает медленные и слабые попытки повторить услышанное слово;
— 1,5-2 года не могут показать предмет, который называет взрослый;
— не говорит ни слова в 2 года;
— 2,5-3 года не пытается строить простые фразы;
— в 3 года повторяет готовые фразы, но не имеет самостоятельной речи;
— вместо речи использует мимику и жесты.
Существует три типа нарушений развития, связанных с задержкой речи:
1. Умственная отсталость: уровень интеллекта не соответствует возрасту, поэтому страдает и речь;
2. Задержка речевого развития: относится только к речи. Она может быть органической (вследствие психических заболеваний или нарушений со стороны ЦНС) и функциональной (вследствие неблагоприятных условий обучения, неподходящей речевой обстановки);
3. Задержка психоречевого развития: речь значительно отстает от психического развития.
Самый распространенный вариант – первый. Официально диагноз звучит как «специфическое расстройство речи и языка».
Если ребенок не занимается и с ним работает специалист, возникает опасность тотального недоразвития психических функций, а задержка речи может перейти в умственную отсталость.
Фото: Гетти
Работу с отстающим ребенком следует начинать еще до 3-х лет
Именно в трехлетнем возрасте он должен начать активно действовать, иначе проблемы будут прогрессировать. У ребенка может не развиться словесно-логическое мышление.
Кроме того, кратковременная память будет значительно снижена. В результате он будет неустойчивым во внимании, рассеянным и с поверхностными восприятиями.
И к тому времени, когда он пойдет в начальную школу, у него, скорее всего, будут проблемы с обучением. Плохая успеваемость, проблемы в общении со сверстниками и отсутствие мотивации к обучению могут привести к проблемам в начале обучения.
При малейших подозрениях на задержку развития речи нужно начинать действовать. Прежде всего, обратитесь к врачу.
Если диагноз подтверждается, это не приговор для ребенка, а вызов родителям.
Коррекционная работа с логопедом-дефектологом, терапия, назначенная неврологом, и домашние занятия по рекомендованной им методике обязательно принесут свои плоды.
При эффективной, своевременной работе с ребенком проблемы чаще всего безвозвратно устраняются к 10-11 годам.
Мона Васильева

