Как воспитывать ребенка в возрасте пяти месяцев

ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО ГОДА

Игра для детей — это репетиция взрослой жизни. Поэтому не надо ее недооценивать. Но в детских магазинах такой огромный ассортимент игрушек, который вводит в заблуждение взрослых. В итоге они часто покупают не те, что помогут малышу развиваться, а те, которые им понравились.

Лайфхак для худеющих. Как избавиться от живота в короткий срок.
6 часов назад
Завязать с курением за 3 мин! Привычку отбивает обычный домашний...
10 часов назад

Разберёмся, какие игрушки покупать ребенку до года, чтобы они соответствовали его возрасту и способствовали двигательному и психоэмоциональному развитию.

Время чтения статьи: ~ 3-5 минут

Какие игрушки нужны ребенку в год и до года?

Прежде чем отправиться за очередной игрушкой советую прочитать, какие игрушки нужны малышам. Возможно что-то уже есть дома и не нужно дополнительно ничего покупать.

Вот примерный минимальный набор игрушек для детей 4 месяцев и младше:

  • погремушки с разнофактурными ручками для хватания. С их помощью грудничок начинает исследовать предметы, чувствует разную форму и материал поверхности. Это положительно влияет на развитие головного мозга;
  • неваляшка сначала для пассивного наблюдения. До 3-х месяцев малыш просто наблюдает за этой игрушкой. А после сможет ее толкать и смотреть, что будет дальше. Так формируются причинно-следственные связи;
  • воздушные шарики красного, синего и зеленого цветов. Их можно подвесить рядом, чтобы малыш за ними наблюдал. Другой вариант — привязать шарики к ручкам или ножкам. Когда грудничок ими помашет, шарики начнут двигаться и привлекут внимание ребенка. Простые воздушные шарики учат малыша сосредотачивать взгляд на предмете и удерживать его какое-то время;

Ассортимент игрушек для детей 5 месяцев и старше расширяется и включает в себя:

  • колючие шарики-иглоболы используются не только, как игрушка, которую можно пожевать. Ими очень хорошо делать ежедневный массаж ладошек и стоп. Также их можно катать и по спине. Отлично стимулируют приток крови к мышцам, и таким образом улучшают их питание кислородом;
  • кубики деревянные или из качественного пластика. С ними можно придумать огромное количество игр. Все ограничивается только фантазией взрослого. Стройте башню и предлагайте ребенку ее разрушить. Обклейте грани кубиков кусочками ткани разной фактуры и дайте малышу их потрогать. Еще один вариант — накройте кубик платком, а потом уберите платок и покажите, что кубик никуда не делся. Такие игры хорошо развивают мышление и внимание грудничка. Ну и конечно, кубики безопасны и их можно грызть;
  • мячики разных диаметров и материалов — помощники, которые побуждают ребенка ползать. Кроме этого малыш знакомится с новой для него формой «шар» и его свойствами: легкий, хорошо катится и т.д.
  • квадратные стаканчики, которые вставляются один в один. Играйте с ними в ванне или дома. Показывайте ребенку, как из них строить башню, как они прячутся один в один. В ванне зачерпывайте ими воду и рассказывайте, что вода выливается через дырочки. Полейте грудничка из стаканчиков. Здесь также можно придумать много игр, особенно если у родителей есть желание;
  • книги с одной картинкой на странице. Для грудничков выбирайте книги из толстого картона. Их можно дать погрызть юному исследователю и не переживать за его здоровье. Рассказывайте, что изображено на картинке, указывайте на интересные детали. В качестве первых книг рекомендую покупать книги с изображениями животных, транспорта и бытовых вещей. Мама может также произнести звук, характерный для изображаемого предмета. Со временем ребенок начнет сам повторять отдельные звуки и слоги.

К уже имеющемуся набору добавляем игрушки для детей 9 месяцев и до года включительно:

  • разнообразные сортеры знакомят малыша с геометрическими формами и цветами. Также эти игрушки развивают умение подбирать фигурку и соответствующее ей отверстие. Получается это не с первого раза, но постоянные игры с участием взрослых помогают грудничку правильно разложить все фигурки;
  • пирамидка, как и сортеры, учит ребенка «дружить» со своими руками. Нанизывание колец очень увлекает малышей. Пирамидка помогают грудничку узнать разные цвета и размеры. В ходе игры он усваивает правильный алгоритм складывания пирамидки сначала с помощью мамы, а потом и самостоятельно;
  • тесто для лепки отлично расслабляет нервную систему ребенка. Советую лепить в спокойное бодрствование. Это отлично помогает сбросить напряжение и подготовиться ко сну. К тому же лепка хорошо развивает мелкую моторику рук. Как еще можно помочь развитию мелкой моторики читайте в моей статье «Развитие мелкой моторики рук у детей первого года жизни»;
  • крупы, макароны насыпьте в плоский контейнер и разрешите малышу в нем повозиться. Пересыпайте крупу из сткана в стакан, закапывайте игрушки и предлагайте ребенку их найти. Такие игры тоже успокаивают и развивают мелкую моторику. Макароны же можно покрасить пищевыми красками и знакомить грудничка с разными цветами;
  • пальчиковые краски и белые листы плотной бумаги. Закрепите бумагу на столе с помощью скотча, чтоба она не съезжала в сторону. Вместе с ребенком делайте следы своих рук, нарисуйте мячик, цветок, солнце и т.д. и расскажите об этих предметах, об их свойствах;

Игры с крупами, макаронами, тестом для лепки и пальчиковыми красками проводятся только в присутствии и под контролем взрослого. Не оставляйте ребенка одного, так как мелкие предметы могут вызвать удушье!

Посмотрите на видео ниже годовалый малыш Саша сам готовит. Он сварил овощи, перемешал их и накрыл крышкой. Его действия копируют мамины, когда она готовит на кухне.

Кроме этого по кастрюлям и салатникам можно бить как в барабаны, складывать мелкие предметы в более крупные. Но игры на кухне также должны быть под контролем мамы или другого взрослого.

Что точно не стоит покупать малышу

Не все игрушки одинаково полезны. Какие-то лучше не покупать совсем, другие можно приобретать с определенного возраста. Тут я даю краткий перечень, с какими игрушками не стоит торопиться.

До шести месяцев ребенку не нужны игрушки:

  • музыкальные в любых проявлениях: погремушки, мобили, всевозможные планшеты и т.д. Они возбуждающе влияют на нервную систему ребенка, которые недавно родился. Часто малыши их бояться. Еще один серьезный минус — такие игрушки не мотивируют ребенка двигаться, а для полноценного развития активность нужна с первых дней после рождения;
  • интерактивные предназначены для детей постарше. Груднички до полугода просто не поймут, что делать с этими игрушкам. Опять же они могут испугаться таких гаджетов;
  • пастельных цветов. Новорожденные не различают цвета, кроме белого и черного. Малыши постарше также воспринимают только яркие чистые цвета. Игрушки пастельных тонов могут прекрасно вписаться в дизайн комнаты, но функционально они не нужны до полугода — ребенок ими не заинтересуется;
  • светящиеся раздражают нервную систему также, как и музыкальные. Из-за них малыши могут плохо спать, особенно если ими увлекаться.

И краткий список, с какими игрушками и взрослыми гаджетами до трех лет лучше ребенка не знакомить:

  • новогодние гирлянды и другие мигающие девайсы;
  • телевизор;
  • ноутбук и планшет.

Все эти девайсы раздражают детскую психику и стимулируют сидячий образ жизни. Я рекомендую оттягивать их влияние на ребенку так долго, насколько это возможно.

  • покупая игрушки для детей до года, выбирайте те, с которыми можно придумать много разных игр. Пирамидки, сортеры, стаканчики и кубики развивают мышление, внимание, концентрацию намного лучше, чем модные интерактивные центры, детские планшеты и другие музыкальные игрушки;
  • не спешите со светящимися и поющими игрушками. До шести месяцев они не нужны совсем, так как сильно раздражают детскую нервную систему. А после полугода играйте в них дозированно. Если родственники подарили такие игрушки на рождение малыша уберите их до соответствующего возраста;
  • развивающие игрушки до года — это не только игрушки в классическом понимании. Сюда же входят крупы, кухонная посуда, тесто для лепки и первые краски. Но играть с ними ребенок должен только под присмотром взрослых.

Проверьте, не допускаете ли вы этих ошибок?

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

Было полезно? Расскажите другим мамам:

  • В начало
  • Онлайн Курсы
  • Обо мне
  • Блог
  • Магазин
  • Отзывы

Какие навыки можно развить у малыша играя?

Выбирая игры с ребенком 5 месяцев, надо учитывать особенности данного возраста. Пять месяцев — это такой период, когда малыш активно постигает мир. Его всё меньше забавляют подвешенные над кроваткой игрушки.

Грудничку интереснее подержать предмет в руках, попробовать на вкус, извлечь звук. Из всего многообразия предложенных игрушек, карапуз предпочтёт самую яркую или ту, которая шуршит, звенит и моргает.

Чтобы выбрать правильную игрушку, нужно учитывать следующие моменты:

  • изделие должно быть качественным: экологически чистым, окрашенным безопасными красителями;
  • предмет должен иметь яркий цвет и понятные формы. Если это мишка, то игрушка должна быть похожа на этого зверя. Кроха в 5 месяцев различает основные спектральные цвета без полутонов. Поэтому следует покупать яркие игрушки, окрашенные в 1 или 2 цвета. Начинать рекомендуется с красного и жёлтого;
  • разнообразие материала. Предмет может быть пластмассовым, тканевым, деревянным или резиновым, но главное — крупным. Детки в этом возрасте всё тянут в рот, поэтому мелких деталей в игрушке быть не должно.

Не стоит показывать крохе все предметы сразу. Достаточно предложить 2-3 игрушки. Когда карапуз наиграется ими, можно сменить ассортимент. Рекомендуется иметь дома 3-4 игровых набора и регулярно менять их 2-3 раза в неделю.

Развитие речи

Пятимесячный малыш радует близких различными звуками. Чуть позднее, к 6 месяцам, он освоит слоги – «буу», «ваа», «маа» и др. Это лепет. Так он тренирует артикуляционный аппарат.

Лепет — первое упражнение, которое в дальнейшем поможет младенцу овладеть речью. Этот разговорный навык следует развивать и поощрять. Речь необходима грудничку как средство общения со взрослыми.

Чтобы младенец заговорил правильно и в срок, с ним необходимо много и эмоционально общаться, не забывая делать паузы, чтобы малыш успел пролепетать что-то в ответ. Так, он быстро освоит сначала простые, а затем всё более сложные звукосочетания.

Чтобы речь развивалась хорошо, все игровые действия следует сопровождать песенками, прибаутками, стишками. Малыш — это личность. Поэтому разговаривать с ним нужно на равных. Следует постоянно поддерживать с ребёнком диалог и рассказывать о каждом предмете, который попадает в его поле зрения.

Двигательные навыки

В этом возрасте детки начинают манипулировать предметами: берут их в кулачок, ощупывают, перекладывают из одной руки в другую. Кроха уже отличает большой пальчик от других пальцев.

В игрушках должны присутствовать подвижные детали, которые удивят ребёнка и будут стимулировать к действию. Занимательным элементом может стать двухсторонняя раскраска мячика, что заставит малыша поворачивать шарик.

Другой пример — пищалка, когда при нажатии на игрушку, появляется звук. Игры с ребёнком 5 месяцев не обходятся без погремушек с ручками различной формы и фактуры. Почему это важно? Если в 4 месяца малыш осваивал первые хватательные движения и ему требовались погремушки с простыми ручками, то сейчас на первый план выходит навык по удерживанию предмета и вращению его в разные стороны.

Поэтому ручки должны быть сложные: в виде петельки, гантельки, зверюшки, то есть такие, которые дадут малышу возможность освоить разные способы захватывания предмета с учётом его формы.

Расширение кругозора

Теперь кроха видит всё, что его окружает. Если до 4-х месяцев младенец различал предметы на расстоянии вытянутой руки (30-40 см), то теперь он может сфокусировать взгляд, независимо от дистанции до предмета.

Становится важным освоение нового занятия: рассматривание улицы из окна или на прогулке. Простое наблюдение — это уже расширение кругозора. Следует показывать крохе как можно больше предметов, называть и объяснять их назначение и характеристики.

Малыш продолжает познавать мир на ощупь. Рекомендуется дать ребёнку в ручку различные материалы – шерсть, мешковину, шёлк и др. Кроме того, новорожденного в этом возрасте интересует температура предметов. Можно дать ему в ладошку холодную ягодку ил теплую бутылочку с водой.

Игры с ребёнком 5 месяцев должны быть простыми и непродолжительными по времени. Вполне достаточно 10-15 минут.

Во что можно играть с ребенком в 5-6 месяцев?

Развивающие игры с малышом 5-6 месяцев — это способ освоить сенсорно-моторные навыки, испытать социально-эмоциональные переживания. Такие занятия незаменимы для интеллектуального развития младенца. Игра для ребёнка – это работа, помогающая осознать собственное «Я», развить творческие способности и самостоятельность.

«Неваляшка»

Важным моментом в развитии крохи является умение ориентироваться в пространстве и координировать свои движения (система «глаз-рука»). Освоить непростой навык помогает игрушка «Неваляшка».

Нужно сделать следующее: малышу, лежащему на спинке, с расстояния в полметра показывают игрушку. Чтобы привлечь внимание малыша, «Неваляшку» нужно покачивать. Затем игрушку плавно перемещают вправо или влево и снова раскачивают.

Младенец должен увидеть предмет и потянуть к нему ручки. «Неваляшку» подносят поближе, чтобы грудничок мог до неё дотронуться, толкнуть, покачать, то есть привести в движение. Можно показать «Неваляшку» малышу, находящемуся на руках взрослого. Когда кроха увидит игрушку, её подносят поближе, давая ребёнку возможность исследовать предмет из вертикального положения.

«Ку-ку»

Суть игры в следующем: взрослый закрывает своё лицо руками, «прячась» от малыша. Спустя 20 секунд руки разводят в стороны, открывая лицо и произнося «ку-ку».

Детки обожают эту игру, смеются и пытаются повторить звуки. Позже, когда малыш подрастёт, взрослые могут прятаться от него за шкаф, дверь или за подушку. А пока эта незатейливая игра помогает грудничку познавать окружающий мир.

У малышей до года долгосрочная память неразвита: они запоминают лишь то, что видят. Поэтому такое простое развлечение помогает крохе понять, что предметы сами по себе не могут исчезнуть или появиться.

И постепенно ребёнок начинает осознавать, что если объект пропал из поля зрения, это не значит, что он исчез навсегда. Такое простое развлечение совершенствует мышление и внимание ребёнка, развивает память и уверенность в себе, формирует чувство безопасности.

Игры с пальчиками и ладошками

Эти занятия улучшают координацию и развивают речевые навыки малыша.

Перед игрой необходимо провести разминку рук:

  • пальчики на каждой ладошке поочередно сгибают и разгибают;
  • затем делают расслабляющую гимнастику. Движения напоминают надевание перчатки: каждый пальчик массируется сверху вниз с аккуратным надавливанием на фалангу;
  • кисть младенца берут в руку и сгибают её влево-вправо, затем сжимают в кулак и вращают.

Теперь можно приступать к пальчиковым играм. Простейшее развлечение — «Сорока-белобока». Нужно взять ладошку ребёнка и водить по ней указательным пальцем, делая круговые движения и повторяя одноименный стишок. Затем следует загибать каждый пальчик по очереди, начиная с мизинца, одновременно их массируя.

Можно придумать свою потешку или рассказать крохе историю про каждый пальчик. Ещё одна любимая детками игра — «Ладушки». Услышав первые слова ритмичного стишка, малыш начинает ударять в ладоши, смеяться и гулить.

Сначала ребёнок будет хлопать ручками при помощи взрослых, но затем научится делать это самостоятельно. Эта игра полезна для развития речевых, слуховых навыков, поскольку в ней задействованы многократные повторения слов.

Игры с малышом в 5-6 месяцев схожи с развлечениями в раннем возрасте. Новых забав не требуется, для гармоничного развития достаточно прежних, но чуточку усложнённых упражнений.

Кроме совместных игр, малышу требуется личное время, когда он может остаться один, чтобы изучить тело, подвигать ручками и ножками, полепетать, постепенно осознавая свою самостоятельность.

С подручными предметами

Занятия с подручными предметами должны носить регулярный и неутомительный характер:

  • игры с мячом. Нужно привязать к мячу веревочку и удерживать над лежащим на спинке младенцем. Он будет бить игрушку ножками, хватать руками и пытаться обнять;
  • воздушный шар. Задача игры — научить малыша противопоставлять большой палец всем остальным. Для этого нужно несильно надуть шарик и привязать к нему ленточки. Затем следует показать игрушку ребёнку, вызвав интерес. Когда кроха потянется к шарику, необходимо вложить ленточку в его руку так, чтобы ребёнок схватил её, зажав между большим пальчиком и остальной ладошкой. Малыш должен научиться притягивать шар к себе, обхватывать его и самостоятельно удерживать за ленточку;
  • ползём за игрушкой. Пятимесячного грудничка нужно стимулировать к ползанию, если он ещё не освоил эту «науку». Для игры подойдут любые предметы, которые интересны малышу. Как только новорожденный перевернётся на живот, нужно положить перед ним игрушку, но так, чтобы её было недостать. Кроха обязательно начнёт движение, пытаясь дотянуться до желанного предмета;
  • две руки. Цель занятия — научить младенца перекладывать предмет из одной руки в другую. Это отличное упражнение для развития координации и смекалки. Когда ребёнок держит в одной руке кубик, а в другой колечко, нужно предложить ему, новую, небольшую по размеру, игрушку. Что младенец будет делать? Незнакомый предмет его заинтересовал, но и прежние игрушки выпускать не хочется. И вот ребёнок перекладывает кольцо к кубику, а освободившейся рукой берёт «новинку»;
  • причинно-следственные связи. Из подручных предметов нужно соорудить возвышение. Затем взять машинку или кубик и скатить игрушку с горки. Это занятие станет для ребёнка первым уроком, развивающим логику.

Видео по теме

https://youtube.com/watch?v=OIbFwZ6DfH4%3Ffeature%3Doembed

Играть с младенцем можно в любое время, но при условии, что он бодр и активен. Нужно замечать его настроение и самочувствие. Если развлечение малышу наскучило или он устал, занятия следует прекратить. Полезно привлекать в игру с новорожденным всех, кто находится дома: старших детей, бабушек и дедушек. Ребёнок должен учиться выстраивать отношения со всеми членами семьи.

Двигательное развитие ребенка в 5 месяцев

В 5 месяцев малыш:

  • опирается на прямые руки, когда лежит на животе. Обычно качественная опора появляется до 5,5 (6) месяцев. В статье «Опора на прямые руки — первый шаг к ползанию» я рассказывал, как выглядит хорошая опора на прямые руки, и что делать, если ее нет у ребенка;
  • «руки-бедра» в положении, лежа на спине;
  • лежа на животе — одновременно поднимает руки и ноги от пола. Как правило, опора на прямые руки чередуется с «самолетиком» примерно 50/50;
  • со спины на живот через оба бока;
  • лежит на животе от 15 минут подряд;
  • активно качает пресс(пытается сесть) из положения полусидя на коленях у взрослого, находясь к нему спиной. Поощрять не нужно;
  • сознательно берет игрушку, долго ее держит. Хватательный рефлекс окончательно угас;
  • рот для ощупывания предмета.

Напоминаю, что новые навыки у грудничка могут появиться раньше или позже установленного срока на 6 недель.

Что умеет ребенок в 5 месяцев

В этом возрасте малыш уже многое понимает. У него продолжает развиваться слух, зрение и речь.

Зрение ребенка в 5 месяцев

Грудничок уже может:

  • следить взглядом за говорящим рядом;
  • узнать мамину грудь или бутылочку со смесью;
  • замечать ярко выраженные эмоции на лице мамы и реагировать на них.

Развитие слуха и речи

В 5 месяцев ребенок:

  • узнает голос мамы и папы, а также других взрослых, которые живут с ним в одном доме;
  • смотрит на предмет, который издает звук;
  • подражает маме и пытается произносить за ней звуки. Активно гулит;
  • учится управлять интонацией.

Кроме этого продолжается эмоциональное развитие ребенка в 5 месяцев. Он активно реагирует, когда видит маму или папу — тянется к ним ручками и поворачивает голову. В этом же возрасте закрепляется эмоциональная связь с мамой. Некоторые дети начинают плакать и нервничать при посторонних.

Как помочь малышу полноценно развиваться?

В 5 месяцев малыш становится активным членом семьи. Время бодрствования растет, и маме нужно наполнить его полезными для развития активностями. В это возрасте нужно:

  • переселить ребенка на пол, если это еще не случилось. Открытое твердое ровное покрытие будет подталкивать грудничка чаще переворачиваться, лежать на животе и делать первые попытки встать на четвереньки;
  • ограничить пребывание малыша в шезлонге, качелях и других девайсах, в которых он может «качать пресс». Как только это заметила мама, ребенка нужно доставать и класть на живот. Так она направляет энергию грудничка на освоение четверенек и спасает его спину от вредной нагрузки;
  • играть с ребенком в активные игры, которые стимулируют его чаще переворачиваться на живот и долго на нем лежать с опорой на прямые руки. В статье «Развивающие игры в 5 месяцев» я даю примеры игр, в которые можно и нужно играть с грудничком;
  • разговаривать с ребенком, произносить простые звуки, которые он может повторять. Таким нехитрым способом мама мотивируют малыша гулить и учить управлять интонацией;
  • провести первый и самый главный курс массажа и гимнастики, который проводится в период с 3-х до 6-ти месяцев, если он еще не делался. Этот курс учит ребенка переворачиваться на живот через оба бока и опираться на прямые руки. Без качественной опоры малыш не сможет ползать на четвереньках. Занятия мама может проводить сама, как это делают мамы на моем онлайн курсе 3 — 6 месяцев с обратной связью от специалиста по детскому массажу. Курс состоит из массажа, ЛФК и упражнений на фитболе. Также во время курса мама может задавать вопросы педиатру, ортопеду и неврологу.
  • провести второй курс массажа за первый год — 6 — 9 месяцев в 5,5 месяцев, если грудничок хорошо опирается на прямые руки и может лежать на животе от 15 минут подряд. Этот курс помогает малышу освоить правильное симметричное ползание и самостоятельное сидение. В моем онлайн курсе 6 -9 месяцев мы также корректируем неправильное ползание («раненый партизан», «по-пластунски и т.д.) и учим четверенькам.
  • в статье дана памятка маме на тему «5 месяцев ребенку: развитие и что он должен уметь делать». Но помните, что навыки могут появиться раньше или позже на 6 недель, и это норма;
  • в 5 месяцев малыш начинает меньше спать и больше бодрствовать. Приучайте его дольше лежать на животе на полу, переворачиваться через оба бока и опираться на прямые руки. Для этого нужно переселить ребенка на пол и играть с ним в подходящие по возрасту активные игры;
  • в период с 3-х до 6 месяцев проводится главный курс массажа, которые помогают грудничку освоить перевороты и опору на прямые руки. Без этих навыков он не сможет научиться правильно ползать. Массаж можно добиться в детской поликлинике (но не всегда в удобное для ребенка время) или делать самостоятельно дома в комфортное время по моему онлайн курсу 3 — 6 месяцев. В курс входит массаж, гимнастика и занятия на фитболе. В течение 90 дней мама может уточнять технику упражнений у массажиста, задавать вопросы ортопеду, неврологу и педиатру. Если малыш уже хорошо опирается на прямые руки и может долго лежать на животе, советую переходить на курс 6 — 9 месяцев, который помогает научиться ползать на четвереньках.

Мамы, есть вопросы по развитию ребенка в 5 месяцев? Все ли навыки уже есть у вашего малыша?

Игры с ребенком 5-и месяцев

Малыш в 5 месяцев уже вовсю проявляет свою активность. В этот период очень важно, чтобы мама любыми способами мотивировала кроху двигаться: поворачиваться на бочок, переворачиваться со спины на живот, работать ручками и ножками.

Всякое движение малыша благоприятно сказывается на физическом и умственном развитии грудного ребенка!

8 фактов, почему мама сделает массаж лучше

Поэтому рекомендую мамам организовывать различные игры с малышом. Я собрал список, чем можно развлечь и развить кроху в 5 месяцев.

Игра, стимулирующая переворот на живот. Крайний срок появления переворота на живот — 6 месяцев. Поэтому, если грудничок еще не переворачивается, мотивируйте его сделать это через игровое взаимодействие.

Как играть: пошаговая инструкция:

  • Положите ребёнка на пол на спину.
  • Установите зрительный контакт с малышом. Карапуз может сосредотачивать свой взгляд на лице мамы или на шуршащем пакете в ее руке.
  • После создания зрительного контакта уводите свое лицо или пакет вбок от ребенка максимально близко к полу. Грудничок продолжит следить взглядом и потянется всем телом в эту же сторону.
  • Подложите свою руку под приподнявшееся плечо малыша и помогите ему повернуться.

Игра на стимуляцию ползания. Положите ребёнка на пол и перед ним на расстоянии вытянутой руки и плюс 2 сантиметра расположите музыкальную игрушку. Скажите ему что он может сам дотянуться до желаемого предмета. В первые дни можно дать упор стопам малыша, чтобы побудить его достать игрушку самостоятельно.

Игра на укрепление мышц ручек, правильного захвата и умственного развития. Накройте игрушку, например, мишку прозрачным платком. Спросите у ребенка: «Где мишка?». После этих слов укажите на игрушку и помогите малышу сдернуть платок со словами: «Вот мишка!»

Держите малыша голеньким как можно чаще. Да, это не игра в классическом понимании, но полезно для его развития. Благодаря лежанию без одежды ребенок лучше чувствует свое тело. Двигая ручками и ножками, он наблюдает, как они ведут себя в пространстве. Сделайте лежание ежедневным ритуалом между кормлениями и сном.

Игры с малышом 5 месяцев с помощью подручных средств

Необязательно покупать младенцу дорогие развивающие игрушки. Мамы могут сделать полезные игрушки сами, потратив немного времени и поработав руками:

  • возьмите воздушный шарик и положите в него несколько фасолин и горох, слегка надуйте его и завяжите узлом. Малыш трясет шарик и с радостью обнаруживает, что игрушка гремит. К тому же через полупрозрачные стенки он может наблюдать за перемещением фасолин и гороха. Благодаря такой незатейливой игрушке у ребенка формируется причинно-следственная связь: потрогал шарик — услышал звук;
  • сделайте бусы, которые будут интересны карапузу. Возьмите крепкую верёвку или шнурок и наденьте на основу бусины разных размеров и форм. Сидя у вас на руках, ребенок будет занят ими и на пол не бросит. На фото ниже можете посмотреть на бусы, которые делала моя жена Татьяна для нашей дочки Ники;

Бусы, сделанные моей женой Татьяной для Ники.

Гарантирую: сделанные вашими руками игрушки надолго займут малыша. Все игры проверены на младшей дочке, поэтому я уверен в том, о чем говорю.

Отзывы на курс 3-6 месяцев

  • игры в 5 месяцев должны помогать малышу осваивать необходимые двигательные навыки: переворот со спины на живот, хватание интересующего предмета, опору на прямые руки;
  • играйте с ребенком после того, как он проснулся. В это время его психика готова к активным нагрузкам;
  • самодельные игрушки увлекают ребенка не хуже покупных. Заинтересовать малыша можно обойтись тем, что есть на кухне: деревянными ложками, пластиковыми салатниками, крышками и т.д.
  • массаж и гимнастика в этом возрасте готовят мышцы грудничка к активному ползанию. Не игнорируйте эти занятия. К тому же их можно делать в комфортной домашней обстановкой по онлайн-курсам с моей обратной связью.

Виды игрушек для развития малышей

Без игр не должен проходить ни один день ребенка. Они позволяют с интересом и пользой проводить время.

Развивающие игрушки для детей 5-6 месяцев делятся на такие виды:

  • улучшающие зрение;
  • способствующие тренировке мелкой моторики и ловкости рук;
  • развивающие слух;
  • тренирующие тактильные ощущения;
  • содействующие в становлении речи;
  • игры для развития внимания, мышления;
  • улучшающие психоэмоциональное состояние.

Также все игрушки делятся на две большие группы:

Похудей навсегда! Инновационный подход к похудению!
10 часов назад
Ужасно много денег получат только 3 знака зодиака в этом месяце!
8 часов назад

  • с которыми малыш может играть самостоятельно;
  • для игры с которыми нужна помощь либо присутствие взрослого.

В педагогической сфере используется такая классификация игрушек:

  • строительные материалы (конструкторы);
  • технические (механизмы, машинки);
  • образные, сюжетные (фигурки, куклы);
  • дидактические (пирамидки, матрешки, мозаики, разноцветные шары);
  • забавы (смешные фигурки человечков, зверей);
  • самоделки (изготовленные своими руками);
  • музыкальные (бубны, карусели);
  • декоративные, театральные (которые одеваются на руку);
  • для спортивных, подвижных игр (мячи).

У грудничка должны быть разные виды игрушек. Это будет способствовать его всестороннему развитию.

Что нужно купить 5-месячному ребенку?

У многих молодых родителей возникает вопрос, что купить для пятимесячного малыша. Акцент стоит делать на развитии мелкой моторики, слуха, органов зрения, укреплении мышц тела и конечностей.

Развивающие игрушки для детей 5 месяцев приведены ниже:

  • мобили;
  • пирамидки;
  • погремушки;
  • вкладыши;
  • неваляшки;
  • пальчиковые краски;
  • изделия с сюрпризами;
  • мячи с колокольчиками;
  • сенсорные развивающие коврики;
  • резиновые зверята;
  • музыкальные карусели, шкатулки с заводным механизмом;
  • куклы.

Родителям рекомендуется организовать игровое место для малыша. Для детей пятимесячного возраста очень важным является охватывающее пространство.

Поверхность для игр должна быть ровной, надежно защищенной от сквозняков. Необходимо выделить достаточную площадь для того, чтобы ребенок мог перемещаться, проводить манипуляции с предметами.

На что нужно обращать внимание при покупке игрушек?

Игрушки для детей изготавливают разные производители. Не все компании подходят ответственно к данному процессу. В целях экономии недобросовестные организации могут использовать низкокачественные материалы. Поэтому родители должны знать, как выбрать хорошую игрушку.

При покупке необходимо обращать внимание на такие моменты:

  • запах. Не должно быть аромата резины, краски, клея;
  • материал изготовления. Мягкие игрушки пятимесячным детям лучше не брать, так как они накапливают пыль и могут вызывать аллергию. Больше всего подходят изделия из резины и пластика;
  • цвет. Он не должен быть ядовито ярким. Чем насыщеннее оттенок изделия, тем больше в нем красителей. Важно обратить внимание на то, чтобы краска не слезала;
  • наличие составляющих элементов. Желательно, чтобы игрушка не имела мелких деталей. Пятимесячные дети очень активные и познают мир через органы зрения, тактильные ощущения и вкус. Нередко малыши тянут в рот интересующий их предмет. Мелкие детали ребенок может случайно проглотить, подавиться;
  • громкость. Если это музыкальная карусель, то она не должна быть слишком громкой. Следует выбирать изделия с позитивной и приятной мелодией;
  • наличие батарейки. Если игрушка имеет аккумулятор питания, то нужно убедиться в том, что ребенок не сможет открыть отсек;
  • схожесть зверюшек с настоящими животными. Малыш сможет проводить аналогию во время игры. Психологи не советуют покупать игрушки для детей в образе мутантов, монстров. Изделия должны иметь добрый, реалистичный и привлекательный вид.

Подтверждением высокого качества изделия, соответствия его всем требованиям является сертификат. Поэтому не нужно стесняться просить у продавца документы на реализуемые товары.

Что можно сделать своими руками?

Сегодня во многих детских магазинах и на рынке продаются игрушки китайского производства. Их нельзя назвать безопасными для малышей. Действительно качественные модели, стоят дорого. Некоторые родители решают создать игрушку для ребенка своими руками из подручных материалов. Это очень просто. Потребуется только немного свободного времени и фантазия.

Самостоятельно можно изготовить следующие развивающие игрушки:

  • браслет-погремушка. Способствует развитию слуха, зрения, улучшает координацию движений. Сделать такой браслет очень просто: следует нанизать на ленту крупные бусины, прикрепить небольших вязаных зверьков;
  • подушка с пуговицами. Хорошо тренирует мелкую моторику. Требуется взять небольшую подушку, обшить ее яркими лоскутками и задекорировать пуговицами и бусинами. Оставлять ребенка без присмотра с такой подушкой не стоит: важно следить за тем, чтобы малыш не оторвал и не потянул в рот мелкие детали;
  • мягкая книжка. Развивает мелкую моторику, помогает ребенку изучать цвета, геометрические фигуры, животных. Ее легко сделать из старой одежды, лоскутков материалов. Вначале нужно сшить прямоугольные части в книжные листы. Вырезать из разноцветных тканей снеговиков, деревья, солнце, зверей и прикрепить их к страницам;
  • сказочный коврик. Это аналог фабричного развивающего игрового пространства. Для его изготовления потребуется два одинаковых прямоугольных отрезка, разноцветные лоскутки и поролон.

При изготовлении игрушек надо придерживаться таких мер предосторожности:

  • выбирать экологически чистые материалы;
  • все мелкие детали пришивать как можно крепче;
  • готовую игрушку следует осмотреть на предмет наличия острых элементов.

https://youtube.com/watch?v=OIbFwZ6DfH4%3Ffeature%3Doembed

Таким образом, для мальчиков и девочек пятимесячного возраста, в магазинах продаются разные развивающие игрушки. Не все они отличаются высоким качеством. Поэтому важно знать критерии правильного выбора и проверять наличие сертификата. Можно сшить интересную и полезную игрушку для малыша самостоятельно.

Развитие движений малыша в 5 месяцев

Что появляется в движениях ребенка в 5 месяцев и на что нужно обратить внимание родителям малыша? Какие упражнения нужно с ним проводить, чтобы помочь освоить эти движения?

В 5 месяцев ребенок осваивает новые для него движения.

Первое движение — повороты тела

Как помочь малышу  освоить переворот с живота на спинку?

  • Вариант 1. Покажите малышу, который лежит на животике, яркую погремушку, позвучите ей, привлеките внимание. Затем постепенно передвигайте погремушку по кругу за спину ребенка. Он будет следить за игрушкой, повернет голову  и перевернется на спину вслед за ней. Дайте игрушку в руки малышу, пусть он с ней поиграет, ведь не зря же он так старался!
  • Вариант 2. Положите малыша на простынку. Приподнимите край простынки и подождите, пока под действием силы тяжести малыш перевернется на бочок, а затем на спину.

Во время игры  с переворотами ребенка приговаривайте ритмично русскую потешку, например:

«Катилася торба с великого горба. В этой торбе хлеб, пшеница. С кем ты хочешь поделиться?»

Как тренировать равновесие у пятимесячного ребенка?

Для освоения поворотов тела, а в дальнейшем для овладения ползанием,  очень важно научить малыша удерживать равновесие. Для того, чтобы тренировать равновесие у ребенка есть специальные упражнения. Вот упражнения из книги Ю. Разенковой «Игры с детьми младенческого возраста». Очень советую всем мамам эту книгу!

Вариант 1. Сядьте на коврик. Положите малыша на животик вдоль своей ноги. Наденьте на носок ноги куклу бибабо. Малыш ей заинтересуется. Покачивайте ногу и малыша из стороны в сторону, побуждая его переносить вес тела. Малыш будет наблюдать за покачивающейся куклой бибабо и одновременно стараться удержать равновесие тела.

Вариант 2. Сделайте это же упражнение, положив малыша на надувное бревно. Играя, читайте потешку:

Едет Ваня (имя ребенка) на палочке,

А Дуня в тележке

Второе движение — подползание

В возрасте 5 месяцев ребенок учится подтягивать своё тело на руках – это называется «подползать» (еще не ползать!). Как понять, овладел ли малыш этим умением? Если малыш видит впереди себя яркую игрушку, то  он, лежа на животе, опирается на ручки и пытается подтянуться поближе к игрушке. Это и есть подползание к игрушке или другому привлекательному предмету.

Что нужно сделать для развития подползания:

  • Обеспечить свободное место, чтобы ребенок мог свободно и без риска для жизни и здоровья поворачиваться и двигаться,
  • Скатать валик из одеяла (это будет опора для толчка) и приложить к стопам малыша. Насильно толкать ребенка не нужно! Нужно просто приложить валик к стопам и дать опору малышу, чуть-чуть подтолкнув его вперед, если в этом возникнет необходимость.
  • Упражнение 1. Когда малыш лежит на спинке, показать ему красивую яркую игрушку, позвенеть ей, привлечь внимание малыша. Затем показать эту игрушку чуть сбоку. Ребенок сделает поворот на бок, а затем на живот и подтянется к ней. Дайте малышу затем возможность поиграть с игрушкой, обследовать ее.
  • Упражнение 3. Можно показать ребенку заводную игрушку, а потом пододвинуть ее на нужное расстояние к малышу (как в предыдущем упражнении). Малыш подтянется на руках и подползет к ней. Если есть необходимость, подставьте свою ладонь под стопу малыша как опору.

Третье движение — попытки сесть (попытки овладения сидением)

Ребенок на шестом месяце жизни пытается садиться. Но не надо его насильно усаживать! Это вредно для неокрепшего позвоночника малыша. Ребенок окончательно научится уверенно и длительно сидеть сам, примерно к 8-9 месяцам, когда его организм будет к этому готов. И спешить вперед здесь не нужно!

Четвертое движение — развитие координации «рука – нога»

В возрасте 5 месяцев важно развивать умение ребенка захватывать свои ноги. Подтяните ножку малыша к груди и помогите ему ее захватить. На ножки можно надеть браслетик, привязать колокольчик, ленточку,  бантик, чтобы вызвать интерес малыша.

Развитие умения ровно и устойчиво стоять на твердой поверхности при поддержке под мышки

В овладении этим движением очень помогут упражнения, разработанные  Ю. Разенковой.

Положите большой мяч в ноги малышу. Согните его ножки и потолкайте мяч ножками ребенка. При этом приговаривайте: «Прыг-скок, прыг-скок, обвалился потолок!». Затем возьмите ребенка под мышки вертикально и помогите ему делать движения, напоминающие прыжки: «Прыг-скок, прыг-скок, обвалился потолок!».

https://youtube.com/watch?v=ELt9yOsBvPY%3Ffeature%3Doembed

Развитие действий с предметами у ребенка в 5 месяцев

Пятимесячный ребенок может брать в свои ручки предмет из любого положения тела (на животе, на боку, на спине). Он обследует каждый предмет и прежде всего тянет его в рот. И даже если Вам это не нравится,  ребенок всё равно будет это делать! Поэтому в возрасте 5 месяцев нужно тщательно следить за тем, чтобы игрушки соответствовали требованиям.

Как выбрать и какие они должны быть

А) Очень важно покупать только качественные игрушки. Нужно, чтобы в изготовлении игрушки использовались только экологически безопасные красители!  Любая игрушка должна иметь  сертификат качества.

Б) Игрушки должны быть  чистые, ведь малыш в 5 месяцев всегда их тянет в рот. Поэтому нужно  их регулярно мыть.

В) Игрушки для ребенка в 5 месяцев быть размером не менее 5-6 см. Меньшие по размеру игрушки или детали игрушек всегда должны быть прочно прикреплены к большой детали или к ленточке (веревочке). С игрушками меньшего размера ребенок может играть только в присутствии мамы.

Г) Ребенку в 5 месяцев нужны игрушки и погремушки с РАЗНОЙ формой ручки для захватывания (это очень важно для развития движений руки),  разного цвета и формы,  из разных материалов. В чем здесь отличие с предыдущим месяцем жизни малыша? Если четырехмесячному малышу нужны были очень удобные ручки погремушек для захвата (он еще этому учился, осваивал первые движения) ,то для пятимесячного малыша уже нужны самые разные ручки  погремушек – в виде палочки, булавы, петельки, кольца, гантельки, хвоста попугая или другого персонажа. Ведь ему нужно научиться делать самые разнообразные движения по захватыванию игрушки и в своих движениях учитывать ее форму.

Д) Будьте очень осторожны с использованием пуговиц в текстильных игрушках. Малыш может запросто их  отгрызть и проглотить. В семье моей приятельницы именно в этом возрасте ее малыш умудрился проглотить 5 пуговиц с развивающей текстильной игрушки, сшитой мамой (к счастью, всё закончилось вполне благополучно и съеденные пуговицы просто вышли естественным путем). Лучше для пятимесячных малышей покупать игрушки с нарисованными деталями.

Е) В игрушках должны быть подвижные детали, которые будут удивлять малыша, стимулировать его к действиям с игрушкой. Такими интересными для ребенка элементами могут быть: пищалка (игрушка запищит, когда малыш нажмет на деталь игрушки), разный цвет шарика с разных сторон погремушки (побуждает вращать шарик), шнурок для подтягивания детальки игрушки (если потянешь за одну деталь, приходит в действие другая деталь) и другие.

Как проводить упражнение с подвижной игрушкой с ребенком в 5 месяцев?

Вам понадобится звучащая игрушка (или бубен, колокольчик, маленькая неваляшка).

  • Привяжите к игрушке цветную ленту шириной 3 см и длиной примерно 80см (обкрутите лентой игрушку несколько раз). На другой конец цветной ленты пришейте кольцо для захватывания игрушки.
  • Подвесьте игрушку. (Очень удобно подвешивать игрушки на специальную подставку над кроваткой, сделанную в форме буквы Г).
  • Кольцо положите рядом с ручкой малыша.
  • Малыш потянет за кольцо с лентой, и игрушка придет в движение и зазвучит. Малыш научиться видеть результат своих действий. Такие упражнения проводятся только в присутствии мамы.
  • Если малыш не хватает за кольцо, то сами вложите кольцо в его ручку и потяните за кольцо (рука малыша в Вашей руке). Малыш заинтересуется игрушкой, и в дальнейшем начнет сам пытаться вызвать звучание игрушки.

Как учить ребенка захватывать и перехватывать погремушки с разной формой ручки?

  • Положите малыша на спинку. Покажите погремушку (расстояние от глаз ребенка примерно 25 см). Берите погремушку за самый край, чтобы осталось место для захватывания им ручки.
  • Погремите игрушкой, и дайте возможность малышу ее перехватить. Дайте малышу поиграть этой игрушкой 1-2 минутки.
  • Затем покажите погремушку с другой ручкой (держите ее так же как держали первую, чтобы у малыша была возможность ее перехватить своей рукой). Дайте малышу перехватить игрушку и возможность поиграть с ней.
  • На следующий день предложите погремушки с другой формой ручки.

Для каждого вида ручки рука делает свой тип движения – петлеобразные действия или скользящие. Их можно выполнить рукой ребенка (рука в руке), если захватывание какой-либо игрушки вызывает у ребенка затруднения. Так Вы обучите малыша разным способам захватывания предметов с учетом их формы.

Ж) Важно, чтобы игрушки имели разную фактуру (шероховатый и гладкий, мягкий и твердый). Для этого нужно проследить чтобы игрушки были сделаны из разных материалов (резина, пластмасса, ткань, вязаные игрушки)

Как сделать игрушку для ребенка 5 месяцев своими руками?

Для игр с ребенком можно использовать подушечки, сделанные из ткани разной фактуры —  шелк и шерсть, лен и флис, ситец и фланель, махровая ткань и бархат.

Как играть с ребенком с набором тактильных подушечек?

  • Сшейте набор двусторонних подушечек из ткани (например, с одной стороны – фланель, с другой – шелк). Подушечки должны быть разного цвета и с разными рисунками (однотонные без рисунка, в горошек, в полоску, в клеточку, с нарисованными цветочками и т.д.).  Можно сделать несколько подушечек, а на них надевать футлярчики из разных тканей и их менять по мере надобности.
  • Положите ребенка на животик и покажите ему подушечку, дайте в руки, проведите его ладошкой по подушечке.
  • Потом переверните тактильную подушечку и дайте потрогать другую сторону.

В дальнейшем, когда малыш чуть подрастет, Вы сможете играть с ним в более сложные игры — искать пары подушечек – по фактуре, по цвету, по рисунку на ткани.

Можно делать и тактильные книжки с аппликацией с разной фактурой поверхности. Удобнее, когда такая текстильная книжка будет сборно-разборной и всегда можно будет достать из нее нужный квадратик  с рисунком и дать малышу  в руки. Об изготовлении книг для самых маленьких Вы можете узнать из статьи  «Детская книжка своими руками».

Как играть с кусочками тканей, развивая мелкую моторику рук малыша?

Совсем не обязательно шить игрушки. Ребенку в 5 месяцев можно давать для игр не только подушечки, но и лоскутки ткани разной фактуры (вельвет, сукно, ситец, шелк, бархат, шерсть, трикотаж). Дайте малышу возможность схватить пальчиками кусочек ткани. Как только ребенок захватит лоскуток, потяните медленно за другой уголок лоскутка, стимулируя малыша крепко удерживать ткань в руке. Это развивает его ручки.

Как часто менять игрушки для ребенка 5 месяцев?

Регулярно 2-3 раза  в неделю для игр и упражнений с ребенком меняются игрушки, так как они быстро надоедают малышу, и он теряет к ним интерес. Поэтому удобно разделить все домашние игрушки на 3-4 набора и предлагать их ребенку по очереди.

Почему иногда малыш в 5 месяцев тянет руку к игрушке не по прямой, а петлеообразно, с отклонением от кратчайшего пути?

Хватание – это то движение, которому тоже надо учиться, как и речи или ходьбе. Движения малыша в 5 месяцев еще несовершенны. А если с ребенком специально не заниматься, то он будет хватать все предметы одним и тем же способом – прижимая пальцами к ладони. Поэтому для того, чтобы малыш научился уверенно захватывать предметы разными способами и их удерживать в своей ручке, ему нужна тренировка.

Упражнения для развития хватания начинают проводить с возраста в 3,5-4 месяца (подробнее см. статью «Развитие ребенка в  4 месяца»). До 4-5 месяцев малышу подвешивают на цветных лентах игрушки, удобные для захватывания  с разными ручками (игрушки удобно прикреплять к стойке в форме буквы Г), Ребенок будет тянуться за игрушкой и упражняться в хватании.

К концу месяца малыша важно научить хватать игрушку из любого положения тела и удерживать ее крепко в своей руке. На основе хватания в дальнейшем формируются другие движения (например, ходьба  с поддержкой за опору).

Развитие предпосылок речи у ребенка в 5 месяцев

В 5 месяцев малыш радует нас разными звуками. А ближе к шести месяцам  появляются четкие слоги – вавава, ммммааааа, бууууу и другие. Это лепет. Лепет – это упражнение артикуляционного аппарата ребенка, которое поможет ему в дальнейшем овладеть речью. Лепетом называются не отдельные звуки, а слоги (согласный плюс гласный звук): ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, которые малыш произносит цепочкой с разной силой звука и высотой тона.

Советы по развитию предпосылок речи у ребенка в 5 месяцев – профилактика речевых нарушений

  • Чтобы хорошо развивалась речь, важно все  действия по уходу за малышом сопровождать своими словами, стишками, песенками. Коллекцию таких стихов и потешек для умывания, кормления, одевания, укладывания спать Вы найдете в статье «Стихи для новорожденных и самых маленьких».
  • Разговаривайте с малышом во время бытовых действий в спокойном темпе речи,  называйте в это время предметы, их части, действия, признаки: «А сейчас вытрем Сашеньку. Возьмем полотенце. Наше полотенце большое. Вот какое полотенце! Теплое! Пушистое! Будем Сашеньку вытирать. Вытрем ручки. Где наши ручки? Вот ручки. А теперь вытрем ножки». Не важно, что малыш еще не говорит. Такие диалоги создают питательную среду для дальнейшего развития речи ребенка и оправдают затраченные на них Ваши усилия с лихвой уже в скором времени.
  • Очень важно как можно чаще использовать народные песенки и потешки, потому в них многократно повторяются те слоги, которые есть в лепете ребенка! Причем эти слоги (бу, ба, да, та, ти и другие), как правило,  в потешках находятся в начале или в конце фразы, то есть в сильной позиции, и поэтому хорошо выделяются на слух ребенком из потока речи. А значит, развивают предпосылки речи у малыша и содействуют развитию его лепета.
  • С 5-6 месяцев можно играть с малышом его ручками в «Ладушки», «Сороку-ворону», «Гули – голубочки» и другие народные игры для маленьких, делать его ручками движения «Вот какой я большой» (потянуть руки вверх) или «пока-пока» (помахать ручкой).
  • Называйте своего малыша по имени. Попробуйте однажды проверить, как реагирует малыш на свое имя. Отойдите  от малыша так, чтобы он Вас не видел. И скажите любое имя (не имя ребенка) два раза. Затем через 10 секунд скажите два раза имя ребенка. Снова сделайте паузу. Потом после паузы – повторите другое имя. Малыш, узнав свое имя, радуется и поворачивается к маме.
  • Играйте в игру «Где?». В эту игру можно начать играть ближе к возрасту шести месяцев. Поставьте в комнате игрушку на ее постоянное место, чтобы малыш запомнил. Несколько раз в день спрашивайте: «Где часики тик-так?» И покажите на часы. Потом спросите о другом предмете: «Где киска кис-кис?» Постепенно малыш запомнит, где что находится и начнет поворачиваться в нужную сторону в ответ на Ваш вопрос.
  • Играйте  в переклички с ребенком. Это  базовая игра этого возраста, которая развивает лепет, а значит и органы артикуляционного аппарата и речевой слух малыша. Эта игра предупреждает многие проблемы и является профилактикой речевых нарушений. Играть в переклички очень просто. Вы прислушиваетесь к лепету малыша, к его репертуару слогов. И начинаете говорить те слоги и звуки, которые уже есть в лепете Вашего ребенка. Малыш к Вам начинает прислушиваться. А затем повторяет Ваш слог — лепечет. Затем Вы говорите новый слог, а малыш Вам отвечает. И вот малыш что-то сам пролепетал, а Вы за ним повторили его слог. Так в перекличках Вы развиваете активный лепет ребенка.

Полезные советы по игре в переклички

  • В переклички постепенно можно и нужно вводить новые слоги, расширяя «репертуар» малыша.
  • Очень важно в перекличках делать паузы, чтобы малыш успел прореагировать.
  • После переклички ребенок может еще долго сам лепетать. Надо дать ему возможность это делать.  Можно еще раз повторить  игру-перекличку через некоторое время, если после первой переклички малыш продолжает активно лепетать.
  • Очень важно, чтобы во время речевого общения, малыш видел Ваше лицо. И чтобы в эти моменты ничто его не отвлекало. Тогда он наблюдает мимику и губы взрослого, и постепенно начинает имитировать их движение. Помните – так называемые «обучающие видеоролики  для младенцев» с красивыми мелькающими картинками не развивают речь, а наоборот, тормозят ее развитие у маленьких деток! Гораздо полезнее речевое общение с малышом, в котором он видит лицо мамы, слышит ее голос, отвечает звуками на ее спокойный голос с паузами.
  • Рассматривайте с малышом предметы и игрушки. При это называйте их сначала общеупотребительным словом, а затем – детским, облегченным словом. Например: «Вот  часы  — тик-так» (машина би-би, уточка кря-кря)
  • Развивайте внимание ребенка к речи. Говорите с ним медленно, с паузами, выделяйте голосом отдельные слова. Тяните в колыбельных и потешках гласные звуки: «котя – серенький котооооооок, котя – белый животоооооооок». Стихи читайте с разной интонацией и разной мимикой, изменяя голос по высоте, силе, тембру. Можно петь песни без слов, просто на один знакомый слог как вокализ.

Вот и закончился месяц жизни ребенка. Малыш подрос, окреп, многому научился. Что умеет пятимесячный ребенок к концу первого полугодия своей жизни, то есть к шести месяцам?

Необходимые игрушки для развития в 5-6 месяцев

Не все молодые родители понимают, какие игрушки нужны ребенку в 5 месяцев. Первый год жизни малыша является периодом его активного роста и развития.

Важно создать для ребенка оптимальные условия для нормального становления. Для развития мозга младенца необходим поток нервных импульсов, который обеспечивается сенсорной стимуляцией, нагрузкой на органы чувств, впечатлениями от окружающего мира.

Поэтому требуется приобрести для малыша игрушки, которые развивают зрение, слух, тактильные и двигательные навыки.

Педагоги и психологи утверждают, что предлагать ребенку слишком большое количество игрушек не стоит. Это приведет к рассеиванию интереса и внимания. Лучше давать младенцу играться 2-3 предметами, меняя их каждые несколько дней.

Для зрения

Зрительный аппарат формируется на протяжении первого полугода жизни младенца. Офтальмологи советуют пятимесячным детям вешать игрушки над кроваткой.

Некоторые родители включают малышам красочные мультики в телевизоре или телефоне, думая, что это благотворно влияет на зрение, учит различать цвета. Но просмотр мультфильмов создает большую нагрузку на глаза, ЦНС, может приводить к офтальмологическим, психическим и неврологическим проблемам.

Для формирования предметного зрения, восприятия цвета и света требуются такие изделия:

  • крутящиеся мобили;
  • погремушки;
  • наборы дидактических карточек;
  • тканые или пластиковые книжки с красочными изображениями;
  • резиновые яркие фигурки животных и людей.

Развивающую игрушку для ребенка 5 месяцев можно сделать самостоятельно из пластиковой бутылки, заполненной бусами и водой, с плотно завинченной крышкой. Желательно, чтобы кроватка ребенка стояла в светлом месте.

Чтобы формирование зрения завершилось правильно, необходим солнечный свет. Хорошей стимуляцией совершенствования зрительного анализатора будет путешествие по дому, которое дает возможность увидеть уже знакомые предметы с разных сторон.

Для слуха

У пятимесячных детей слуховой аппарат очень чувствительный. Поэтому звуки окружающие малыша, не должны быть громкими. Благотворно влияют на психику и развитие слуха щебет птиц, шум морского прибоя, шорох листвы деревьев.

Из игрушек, для пятимесячных детей стоит выбирать:

  • бубенцы;
  • озвученные карусели;
  • погремушки;
  • пищалки;
  • коврики с музыкальным сопровождением;
  • мячи с колокольчиками;
  • музыкальные инструменты (бубны, дудочки, барабаны).

Важно помнить, что слишком часто использовать музыкальные игрушки не стоит.

Это может привести к переутомлению. К тому же такие изделия имеют ряд противопоказаний: повышенное внутричерепное давление, предрасположенность к судорогам, отит, гипертермия на фоне простуды или гриппа. Среди музыкальных игрушек есть ручные, которые изготовлены с учетом размера ладони ребенка. Помимо развития слуха, они тренируют мелкую моторику и зрение.

Пищалками, бубнами, барабанами следует извлекать звук, находясь на неодинаковом расстоянии и с разных сторон от малыша. Так, у ребенка будет обостряться слух, он научится находить источник шума. Важно, чтобы младенец воспринимал разные звуки. Тогда его развитие головного мозга будет проходить быстрее.

Для тактильных и двигательных навыков

Развитие тактильно-двигательных ощущений у пятимесячного малыша проходит при прикосновении к предмету. Овладение точными и тонкими движениями рук осуществляется под контролем органов зрения.

Для развития тактильных навыков подойдут такие игрушки:

  • мягкие кубики с гранями разной фактуры;
  • тканые книжки раскладушки с нашитыми персонажами;
  • подушечки, изготовленные из материалов разной фактуры (флиса, фетра, льна, шерсти, шелка);
  • мешочки, заполненные элементами разного размера.

Для совершенствования двигательных навыков подходят следующие игрушки:

  • шкатулки, из которых появляется фигурка животного после нажатия на кнопку. Такие предметы хорошо тренируют координацию движений;
  • пирамидки. В пятимесячном возрасте ребенок собрать пирамидку не сможет. Но попытки нанизать кольца на стержень поспособствуют развитию мелкой моторики, координации движений рук и глаз;
  • стучалки. Развивают моторику движений, мышление;
  • куклы и зверята, которые одеваются на пальчики;
  • небольшие фигурки животных, людей. Учат малыша захватывать предметы, улучшают координацию движений.

Какую игрушку лучше купить?

Игрушки для 5-месячного ребенка представлены в широком ассортименте. Поэтому у многих родителей возникают сложности с выбором развивающего предмета. Девочки и мальчики в 5 месяцев могут отличаться в развитии приобретенных способностей и навыков.

Поэтому подбирать игрушки следует с учетом психофизического состояния. Существенной половой разницы в выборе игровых предметов для пятимесячных детей нет: разделение на куклы и машинки пока неактуально.

Определенные различия могут быть лишь в цветовых решениях. Всем детям необходимы погремушки, музыкальные карусели, мобили, мячики, кубики, пирамидки. Какую игрушку лучше купить, стоит посоветоваться с педиатром. Регулярно ребенка необходимо показывать доктору для оценки психоэмоционального состояния.

Какие игрушки купить ребенку в 5 месяцев:

  • для девочки. Пятимесячным девочкам следует выбирать игрушки, в которых преобладают розовые, белые, желтые оттенки. Рекомендуется приобрести куклу би-ба-бо. Это перчаточный тип игрушки, который надевается на руку. Кукла способствует развитию зрения и тактильных ощущений. С ее помощью можно научить ребенка здороваться;
  • для мальчика. Мальчикам следует выбирать игрушки, в которых преобладают голубые, красные оттенки. Пятимесячным ребятам можно покупать различные стучалки. Они будут способствовать развитию слуха, мелкой моторики, координации движений.

Если у малыша отсутствуют или плохо развиты какие-либо навыки, то следует выбирать те игрушки, которые направлены на их совершенствование.

Как спастись от морщин? Эффективный метод борьбы со старением найден...
10 часов назад
Беспокоят суставы? Выход есть! Не растягивайте лечение на года.
6 часов назад

Читайте также