

Станислава Чуринскене – специалист по раннему развитию детей, а также член Болгарского общества авиационной, морской и космической медицины, раскрывает правду и мифы о нарушениях в самом раннем возрасте – месяц за месяцем от 0 до 3 лет.
Каждый родитель надеется, что трудности в развитии пройдут мимо их ребенка и он будет успешно ходить, говорить, учиться. Мы поощряем друг друга такими мифами, как «Ни одного ребенка, о котором не говорили или не гуляли», «Один двоюродный брат заговорил в 4 года» и что «нет.
И важно с открытыми глазами следить за развитием наших детей, чтобы мы могли реагировать в случае тревожных сигналов. Обычно при достаточно ранней и адекватной помощи трудности разрешаются.
Существуют мифы о развитии ребенка, которые мешают родителям своевременно реагировать на проблемы.
Миф 1: «Дети развиваются по-разному, каждый в своем темпе, не сравнивайте».
В реальности есть сроки, в которые ребенок должен добиться определенных вещей — сесть, походить, сказать первые слова. В случае задержек, превышающих указанные нормы, следует запросить экспертное заключение.
Миф 2: «Ребенок перерастет проблему, время все исправит».
К сожалению, практика показывает очень мало случаев самопроизвольного наверстывания задержек. В большинстве случаев требуется целенаправленная работа и уход для достижения выравнивания ожидаемого возрастом развития, потому что каждая задержка ведет к другой задержке.
Миф 3: «Если ребенок не сделает этого сейчас, в следующий раз он сразу же начнет это делать»например — он сейчас не говорит, а потом будет говорить полными предложениями.
Правда в том, что нельзя упускать этапы развития ребенка. Невыполненные вовремя задачи проявляются позже в виде дефицита в обучении, поведении, социальных контактах. Ребенок должен сначала быть в состоянии соединить два слова и быть в состоянии произнести их, чтобы добраться до сложных предложений.
На данный момент у 1 из 68 детей диагностирован аутизм, растет число поздно и трудно говорящих детей, детей с гиперактивностью и трудностями в обучении.
Своевременная реакция родителей может впоследствии избавить от многих неприятностей. Но что мы должны контролировать и как мы узнаем, что наш ребенок испытывает трудности в развитии?
Вот некоторые ранние признаки, на которые стоит обратить внимание:
Если ребенок к 3 мес.
— не воркуй; руки держит сжатыми в кулаки, близко к телу, с трудом разжимая их;
— постоянно пинает;
— часто безутешно плачет, несмотря на то, что его кормят, обсушивают и тискают;
— с трудом и неустойчиво поднимает голову;
— не отвечает на улыбку;
— не подходит к средней линии туловища руками;
— не реагирует на шумы;
— удары только одной ногой;
— слишком бурно реагирует на прикосновения, свет или шум
Если к 6 мес.
— систематически отворачивается при попытках заняться или поиграть;
— не следит глазами за движущимся поблизости объектом;
— отсутствие спонтанной улыбки;
— не реагирует на громкий шум;
— не начинает лепетать слоги типа «ба, ма, га, да»;
— не реагирует на эмоции других;
— не перекладывает предметы из одной руки в другую;
— не пытается сесть, не переворачивается со спины на живот.


Если к 12 мес.
— не дает игрушку взрослому по просьбе;
— не указывает пальцем на интересные или желаемые объекты;
— не хлопает в ладоши «молодец» и не машет рукой «пока»;
— не отзывается на свое имя;
— не имитирует, не реагирует на выход родителя из комнаты;
— пропустил обход;
— перед вставанием отказывается от непротертой пищи;
— не может следовать за направлением, в котором указывает взрослый
Если к 18 мес.
— не понимает простых указаний — «возьми это, подними то»;
— не приседает, чтобы подобрать игрушку, не падая при вставании;
— не понимает и не реагирует на знакомые слова, не реагирует на голоса, но впадает в панику при звуках;
— не компенсирует жестами отсутствие слов;
— использует руку взрослого как инструмент;
— не знает частей своего тела;
— не использует спонтанно 10-20 слов
Если к 24 мес.
— не составляет спонтанного предложения из 2-3 слов;
— не может подняться по лестнице даже с помощью перил;
— не участвует в узким мероприятиях (персонажем);
— много падает;
— не играет с игрушками по назначению;
— трудно перенаправить его внимание с одного занятия на другое;
— бьется головой или проявляет другие виды самоагрессии
Если к 36 мес.
— нет выступающей ведущей руки — левой или правой, но ребенок должен использовать одну руку как основную, а другую как вспомогательную;
— не чередует ноги на лестнице;
— не играет с другими детьми;
— не составляет предложений с помощью союзов — «да», «без», «но» и т.п.;
— не задает вопросов.
Станислава Чурискене

