

Вопреки распространенному мнению, формирование речи начинается сразу после рождения, а в 1-1,5 года можно оценить, есть ли задержка или нарушение развития.
Прежде чем ребенок скажет свое первое слово, уже в 5-6 месяцев он должен пройти такие этапы, как воркование и лепет.
Отсутствие воркования, лепета должно насторожить родителей, что что-то не так. Полное молчание в годовалом возрасте также является тревожным сигналом – к этому времени активный словарный запас малыша должен наполниться 10-12 словами. Это могут быть сокращенные версии слов — «Биба», «Мама», «Папа».
Чистое произношение не так важно для годовалого карапуза, главное, чтобы малыш выражал свои пожелания и общался с окружающими.
«Если ребенок молчит, не стоит ждать 2-3 года, как советуют некоторые специалисты. Лучше заранее обратиться к логопеду и помочь ребенку освоить речь», логопед консультирует Антонина Козлова.
Так что мы не опоздаем
Ребенок может молчать по разным причинам. В первую очередь из-за повреждения слухового аппарата, например, после перенесенного в анамнезе отита.
Если он не реагирует на звуки, не отзывается на собственное имя и не пытается объяснить, стоит обратиться к отоларингологу.
Иногда нарушения в развитии речи могут быть следствием замедленного созревания нервной системы.
В других случаях наблюдается общая отсталость: умственная, а иногда и физическая. Обычно это бывает у недоношенных детей. Однако негативные последствия обратимы, если дети активно занимаются развивающей деятельностью.
Иногда просто не нужно учиться говорить.
Да-да, бывают ситуации, когда у малыша просто нет мотивации: в семьях, которые слишком сильно заботятся о ребенке, если перед тем, как он чихнет, к нему с платком подбегает мама или бабушка и исполняет все прихоти маленького» король». Его просто не надо ни о чем просить, жаловаться — он сразу все получает.
Бывает, что задержка речи происходит из-за психологической травмы. Ранняя разлука с матерью, тяжелая болезнь, тяжелый развод родителей – все это может вызвать стресс, расстройство нервной системы и, как следствие, умственную и интеллектуальную отсталость. В этих случаях ребенку важна консультация невролога и логопеда для постановки точного диагноза и назначения адекватного лечения.
В редких случаях упорное молчание является признаком аутизма. Здесь вам понадобится помощь психиатра.
Мы берем под контроль
Развивать речевые навыки с раннего возраста можно, массируя ребенку пальчики. Научно доказано, что речевые зоны формируются под воздействием импульсов от пальцев. То есть массаж и тренировка пальцев ускоряют процесс развития речи. И значительно ускоряют — на 2,5 месяца!
Под вашим контролем ребенок может сортировать мелкие предметы: пуговицы, камушки, ракушки, орехи, бобы, горох.
Фото: Гулливер/Гетти
С играми ребенок узнает разные слова
Использование ярких картинок с изображением животных, птиц, насекомых, людей. Покажите их ребенку, громко и отчетливо произнесите слово, покажите ему, как жужжит самолет или мяукает кошка, стимулируя тем самым звукоподражание.
Уже в 1-1,5 года стоит поощрять ребенка к самостоятельной речи, постоянно задавая ему вопросы.
Например, даря стакан, спросите: «Что я тебе даю?«, затем спроси: «Мы едим или пьем из чашки?», «Какого цвета чашка?»постепенно добиваясь односложных ответов и дополняя эпитетами, глаголами и превращая их в предложения: «Это красная чашка. Ты пьешь воду, молоко или сок из стакана».
Уже в двухлетнем возрасте малыш может объясняться простыми предложениями, а в 3-4 года — сложными предложениями.


Игра «Сделай историю» отлично развивает речь, память и воображение. С 3-4 лет в нее можно играть вместе с ребенком.
Вам нужно будет разные картинки расставить на столе в любом порядке: вместе с мамой ребенок описывает увиденное и объединяет изображения в рассказ, придумывая сюжет. И каждый следующий раз она должна все больше оставлять инициативу ребенку, время от времени задавая наводящие вопросы.
В 4-5 лет важно восполнить активный словарный запас ребенка.
В возрасте 4,5-5 лет он должен знать общие понятия: что мы подразумеваем под «мебелью», что такое «домашние животные», «сезоны года», «одежда». И уметь перечислять некоторые разновидности.
Уже в 5 лет ребенок должен видеть и описывать различия предметов — по форме, цвету, размеру.
Хорошо уже использовать как можно больше глаголов для выражения разных вариантов действия.
Еще одним подходящим упражнением для формирования речевых навыков, наблюдательности и мышления может быть игра в описание вещей или явлений.
Возьми яблоко, надкуси и скажи: «Яблоко большое, круглое, гладкое, зеленое, хрустящее, сочное, здоровое».
Затем дайте яблоко ребенку, чтобы он рассказал о своих впечатлениях.
«Также обратите внимание на грамматику — ребенок хорошо согласовывает число и род, правильно употребляет времена — настоящее, прошедшее и будущее — и не путается». уточняет логопед.
Фото: Гулливер/Гетти
В 4-5 лет специалисты уже обращают внимание не только на словарный запас, но и на правильное звукопроизношение слов и правильные грамматические конструкции. В дальнейшем это повлияет на развитие письма.
По статистике, 40% детей до 5 лет коверкают слова, переставляют слоги, «глотают» буквы, что может негативно сказаться на школьном обучении.
Произносительные ошибки связаны с недостаточным развитием фонематического слуха. «Есть три вида слухов. Физически, когда ребенок может воспроизводить ритм.
Музыкальный слух, когда он может правильно пропеть услышанную мелодию.
И фонематический, отвечающий за восприятие звуков человеческой речи. Если фонематический слух развит слабо, то он не различает некоторые звуки, путает «з» и «ж», «л» и «р», «т» и «э». В результате однажды он будет читать и писать с ошибками».— прокомментировал логопед.
«Толкать» в рот
Иногда ребенок знает очень трудные слова и сложные языковые конструкции, но произносит их неправильно: дикция нечеткая и «раздавленная».
Нарушения звукопроизношения чаще всего возникают из-за укорочения подъязычной связки. Подъязычная уздечка представляет собой мембрану, расположенную под языком и соединяющую язык с подъязычным пространством. Короткая связка может затруднить движение языка, не позволяя ему высоко подниматься, что приводит к произношению таких звуков, как «ш», «ч», «ч», «у», «п» искажен.
В редких случаях уздечку можно перерезать, но специалисты советуют растянуть ее с помощью логопедической гимнастики. Это можно делать с раннего возраста, когда ребенок готов выполнять указания взрослого.
Игры очень помогают: «Оближи блюдце», «Языком к подбородку» или «Языком к носу!»Важно, чтобы язык опускался к верхней губе, затем к нижней.
Иногда неправильное произношение обусловлено недоразвитостью мышц артикуляционного аппарата — языка или мягкого неба. А иногда и с кривым прикусом.
«Патология артикуляционного аппарата может возникнуть вследствие тяжелой беременности и выраженного токсикоза в первом триместре, когда у ребенка формируется речевой центр. Также могут сказаться осложнения во время родов, стремительные или, наоборот, затяжные роды. Негативное влияние после родов могут оказать стрессы, тяжелые заболевания или переутомление, — сказал логопед.
Фото: Гулливер/Гетти
«Многие амбициозные родители, чрезвычайно гордящиеся достижениями и чрезмерно стимулирующие дальнейшее развитие своих детей, заставляют их заучивать наизусть множество стихов и песен, поощряют их декламировать в детском саду, на празднике, дома. Эти амбиции грозят сломать детскую психику. .Поэтому он может долго молчать «, — добавляет Антонина Козлова.
Какими бы ни были причины нарушения речи, родители должны помочь ребенку преодолеть трудности.
Общайтесь с ним, обсуждайте, читайте сказки, смотрите мультики, играйте в пальчиковые игры, занимайтесь с логопедом и после 2 лет. Даже без особой необходимости рекомендуется обратиться к логопеду для предотвращения возможных проблем с речью.
Ведь риторика является не только ключевым фактором развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей ребенка, но и залогом успеха в жизни.
Мона Васильева

