

Неделя за неделей ребенок постоянно меняется. Получает новые навыки. Поверьте, это будет непросто не только вам, но и этому малышу — особенно первые полтора года. Как пишет в своем романе Габриэль Гарсиа Маркес:Любовь во время чумы’, «…человек не рождается раз и навсегда в тот день, когда его родит мать, …жизнь заставляет его перерождаться снова и снова – много раз».
К полутора годам малыш проходит так называемые «кризисы» роста, которых насчитывается 10. Начинаются они на 5-м, 8-м, 12-м, 15-м, 23-м, 34-м, 42-м, 51-м, 60-я и 72-я неделя. Их продолжительность составляет от одной до нескольких недель.
Рассказываем о каждом из них.
В первой части мы рассказали обо всем новом, что происходит с малышом, рассказали о его новых ощущениях на 5 неделе рождения. Во втором — в течение 8-9-й недели он знакомится со своим телом. Миниатюра обнаруживает, что у нее есть руки и ноги, и внимательно их рассматривает. Это второй кризис роста и развития.
На третьем — примерно на 12-й неделе он начинает переворачиваться сначала неосознанно, затем целенаправленно, его движения становятся более уверенными, но резко меняется поведение. Это очередной кризис развития. На 15-19 неделе малыш начинает осваивать космос. Это четвертый скачок и кризис в развитии и росте. Кукла теперь умеет ползать и успевает взять игрушку в руки, чтобы рассмотреть ее со всех сторон, возможно, вы впервые услышите из его рта заветное «ма-ма», «та-та» . Мир для него уже становится шире.
Далее следует пятый качественный скачок — так называемый 5-й кризис развития, когда малыш лучше координирует движения рук и ног и начинает больше двигаться, осознавая, что между предметами существует дистанция. Вместе с этим меняется его поведение – он становится более застенчивым, неохотно идет в руки незнакомых людей. Шестой кризис примерно на 34-37 неделе знаменует собой новое развитие – ищет и находит сходства и различия между вещами, понимает, что они различаются по цвету и вкусу. Его поведение становится более осознанным.
Он пережил седьмой кризис метаний и разрушений, но он готов на все, чтобы быть с мамой и папой. После скачка через 8-й кризис малыш уже самостоятельно находит решения. Прошел и 9-й кризис, когда уже умеет имитировать — дуться и корчить рожи. Пришло время новых принципов.
Грядет 10-й, и не последний, кризис развития.
Это снова знаменует собой резкий переход на новый уровень, качественный скачок в развитии.
В эти несколько недель новые навыки появляются неожиданно и сопровождаются яркими эмоциональными всплесками.
Психолог Екатерина Бурмистрова рассказывает, что происходит и на что родителям стоит обратить внимание.
Фото: Гулливер/Гетти
Что может малыш в 72-75 недель
Девиз: «Я ты мы они»
Что он может сделать:
— начинает становиться гибким и приспосабливаемым при применении принципов, навязанных обстоятельствами.
— в этом возрасте начинается формирование совести — он понимает, что его действия приводят к определенным событиям, что он имеет власть над вещами, умеет принимать решения;
— отмечает, что у других людей другие предпочтения, чем у него;
— замечает различия между друзьями и врагами;
— рисует окружающие предметы, рисует себя.
Особенности поведения


В целом на этом этапе ребенок более возбужден, хочет быть с мамой весь день. Иногда он может показаться вам просто невыносимым в своем упрямстве и настойчивости.
Что делать родителям?
Высвободите его энергию. Веселитесь вместе, устраивайте шумные игры, лепите и пускайте мыльные пузыри, бегайте.
Это период, когда ребенок выбирает то, что ему интересно.
Будьте внимательны, наблюдайте, старайтесь понять, какие у него способности и задатки.
Поощряйте новые навыки и интересы. Пусть ознакомится с разными системами. Теперь он стремится к порядку — дайте ему возможность насладиться этим: купите пазлы, объясните, как их расставить.
Совет психолога:
Когда годовалый ребенок ходит, создается впечатление, что он бежит, куда его несут ноги — земля под ним вращается.
В полтора года он целенаправленно перемещается из пункта А в пункт Б и имеет четкий маршрут. Он может споткнуться в пути, но он понимает, куда ему нужно идти.
Это качественно иной и новый уровень.
Фото: Гулливер/Гетти
Слово эксперта: Екатерина Бурмистрова, семейный психолог, мама 11 детей
Развитие ребенка не идет по прямой линии – вперед и вверх.
Это всегда кривая, в которой есть и резкие скачки вверх, и относительный застой, и монотонное развитие.
Пики – это кризисы развития, это признак перехода на качественно новый уровень. То, что еще вчера казалось невозможным, сегодня ребенок делает без всякого внешнего импульса, без обучения, как будто это идет изнутри.
Я называю этот полет развитием. Период до полутора лет имеет микрокризы, они очень острые, малыш буквально в одночасье переходит на другой уровень. Позже будут плавные кризисы двух лет, трех, подросткового возраста и т. д.
Важно не обобщать. Анализ по неделям условный — нормы усреднены.
Я работаю с молодыми родителями уже 22 года и понимаю, как такое деление по неделям может давить на них. Решить, что все описанное должно произойти. Прямо сейчас. Это не так.
Такой календарь, с одной стороны, дает последовательность того, что следует ожидать от малыша, но, с другой стороны, может включить тревогу у мам и пап: они могут задуматься, почему с моим ребенком этого не произошло.
Знайте: у каждого ребенка индивидуальный темп развития. К тому же есть варианты нормы, причем в широком диапазоне. Например, свои первые слова он может начать говорить с 6 месяцев до года и 10 месяцев.
Скорость развития, во-первых, зависит от наследственности. Есть семьи, в которых дети развиваются интеллектуально преждевременно. Третьи очень ловки, но поздно начинают. В обоих случаях дело не в диете, программах раннего развития, поощрениях…
Он имеет индивидуальные особенности. Ребенок с холерическим темпераментом быстрее пройдет все этапы развития, чем уравновешенный ребенок.
Тем не менее, вехи полезно знать и учитывать. Зная, что он может сделать и каков его следующий шаг.
Иначе, скажем, малыш лежит на полу манежа, крутится, но не до конца, а до забора. Его мать спокойно выходит из комнаты, а вернувшись, обнаруживает, что он кусает зарядное устройство телефона или какой-то кабель. Просто потому, что ей это удалось, и теперь она может ползать. Если она знает, что грядет всплеск роста, она будет готова к тому, что грядет.
Будьте осторожны, если ребенок пропустит какой-либо этап. Например, если он не реагирует на звуки или улыбки, уже крутится и ползает, то нужно быть начеку.
Почему так важно улыбаться? Потому что его отсутствие свидетельствует об отклонениях от аутистического спектра.
Хорошо, когда малыша наблюдает опытный врач (в идеале семейный), имеющий опыт работы с большим количеством детей. У него есть суждение, интуиция, чувство нюансов.
Если у родителей есть сомнения, стоит посоветоваться, чтобы не волноваться понапрасну.
Мона Васильева

