

Некоторые мамы начинают разговаривать со своим животом, как только видят положительный тест на беременность.
Другие не понимают, зачем это нужно, и считают это ерундой.
Действительно ли ребенок начинает слышать задолго до рождения?
Когда он действительно начинает видеть?
Вот ответы разных экспертов.
слух
Слуховой аппарат эмбриона формируется к 14-й неделе беременности. Еще через две недели он начинает функционировать, и у будущего ребенка появляется реакция на звук.
Поэтому ответ на очень распространенный вопрос о том, когда ребенок начинает слышать, звучит так: задолго до рождения.
Ученые утверждают, что в утробе матери для этого созданы прекрасные условия – стенки живота и плацента передают звуки мощностью в 30 децибел, а это значит, что плод дома слышит даже тиканье настенных часов.
Околоплодные воды несколько приглушают внешние шумы, но это не мешает малышу не только слышать голоса, но и различать их интонацию.
Любит спокойную речь, ненавязчивые звуки и приятные мелодии средней громкости. И уж точно не любит резких криков и громкой музыки.
Находясь в утробе матери, он лучше всего воспринимает низкочастотные звуки, например, мужские голоса. Поэтому очень важно, чтобы с малышом во время беременности общалась не только мама, но и папа.
А в какой форме это сделать — ты будешь петь ему песни, ты будешь рассказывать ему свои впечатления, ты будешь описывать ему окружающий мир, ты будешь говорить ему, как сильно ты его любишь и что ты его ждешь — это решать каждого родителя.
Фото: Гетти
Слышит ли новорожденный
Первый аудиологический скрининг проводится в родильном доме. И уже на этом этапе устанавливается риск глухоты.
Второй этап скрининга проводят при плановом осмотре в 1, 4 и 6 месяцев с помощью звукового теста.
В течение первых трех дней жизни, пока во внутреннем ухе ребенка есть жидкость, он практически ничего не слышит.
В дальнейшем слух интенсивно развивается, и к месяцу начинает различать некоторые звуки, а с 9-12 недель может определять, откуда они исходят.
Многие родители считают, что ребенку необходима полная тишина во время сна. На самом деле, даже во время беременности она постоянно слышит шумы «работающих» органов матери, в том числе биение сердца.
Поэтому, когда он спит, совершенно не обязательно ходить на носочках и говорить шепотом.
Конечно, не впадайте в другую крайность: смотрите телевизор со спящим ребенком на коленях.
Младенцы обычно чрезвычайно чувствительны к окружающей их среде. Их пугают не только громкие и резкие звуки. Они могут вздрогнуть и заплакать от довольно спокойных, но неожиданных звуков. И это совершенно естественно. Это показатель нормального развития слуха.


Фото: Гетти
Реакция на речь
Со временем ребенок привыкает к окружающим его звукам и уже не так остро на них реагирует.
Ко второму месяцу он проявляет четкую реакцию на темп речи, а его судорожные реакции сменяются осознанными. На этом этапе развития новорожденный с удовольствием слушает спокойную разговорную речь, отвечает улыбкой на ласковые слова, время от времени пытается глазами «найти» источник голоса.
Чтобы развивать его слух, регулярно читайте рассказы и стихи, включайте ритмичные песни или классическую музыку, больше разговаривайте с ним – это никогда не бывает лишним.
Как формируется зрение
Развитие глаз у зародыша начинается на второй неделе беременности: в это время появляются глазные яблоки, а к концу первого месяца в будущих глазах появляются хрусталики и начинают формироваться их сосудистые оболочки.
В течение третьего месяца развиваются глазные камеры, склера и веки плода.
К моменту рождения имеет полностью сформированную зрительную систему. Но он до сих пор не знает, как им пользоваться.
Фото: Гетти
Когда новорожденный начинает видеть
Дети начинают видеть сразу после рождения, хотя многие исследования доказывают, что зрение в это время затуманивается. Сначала ребенок видит только крупные предметы на расстоянии не более полуметра — примерно на таком расстоянии от его глаз во время кормления находится лицо матери.
В первый месяц чувства, в том числе и зрение, совершают огромный скачок. Структуры мозга быстро развиваются, активно формируются нейронные связи.
Несмотря на то, что новорожденных беспокоит яркий свет, комната, где ребенок проводит большую часть времени, должна быть хорошо освещена. Приглушенный свет никак не способствует правильному развитию зрительных функций.
Новорожденный еще не может координировать взгляд, поэтому его «блуждающие» глаза не должны пугать родителей.
Ребенок пытается оценить ситуацию как по горизонтали, так и по вертикали. И это создает ощущение, что его глаза смотрят в разные стороны.
Не позднее чем через два месяца после рождения движения обоих глаз становятся скоординированными. Если к 8-й неделе этого не происходит, необходима консультация офтальмолога (для профилактики косоглазия).
Сначала маленькие дети видят мир черно-белым. Поэтому вместо красочных игрушек можно развлечь ребенка черно-белыми картинками с мельчайшими деталями.
Зрительная память
В два месяца ребенок не только фокусирует взгляд на предметах, но и начинает различать цвета.
Первое, что он открывает для себя, это оранжевый, желтый, красный (к пяти месяцам к ним добавятся зеленый и синий, а восприятие всей палитры цветов и оттенков окончательно сформируется только через два года).
Развитие зрительной системы идет рука об руку с самосознанием ребенка.
На четвертом месяце малыш начинает активно рассматривать свои ручки, игрушки, которые держит, приближает их к глазам, а затем отдаляет.
Зрительная память активизируется в этом возрасте. Когда ребенок что-то исследует, его лицо становится серьезным: он запоминает предметы, глядя на них. Зрительная память влияет на мыслительные процессы и создает перспективы для ее последующего психофизиологического развития.
К шести месяцам у ребенка формируются представления о расстоянии. Он часто ошибается в суждениях, особенно в трехмерном восприятии предметов и предметов. А к 8-12 месяцам, когда он начинает ползать или даже ходить, он учится точно оценивать расстояние до удаленных предметов.
Формирование зрительной системы и изменения зрения продолжаются до четырехлетнего возраста, когда оно приобретает такие же функциональные возможности, как и у взрослого человека.
Мона Васильева







