

К полутора годам малыш проходит так называемые «кризисы» роста, которых насчитывается 10. Они начинаются на 5, 8, 12, 15, 23, 34, 42, 51, 60-я и 72-я неделя. Их продолжительность составляет от одной до нескольких недель.
В какой-то момент спокойный малыш становится капризным или из веселого становится крайне раздражительным.
И если причина его беспокойства и нескончаемого плача не проблемы со здоровьем, знайте: этому есть научное объяснение: это именно так называемые скачки в росте и развитии, которые испытывает ребенок.
И мы поговорим о каждом из них.
В первой части мы рассказали обо всем новом, что происходит с малышом, рассказали о его новых ощущениях на 5 неделе рождения. Во вторую, на 8-9-й неделе, он знакомится со своим телом. Миниатюра обнаруживает, что у нее есть руки и ноги, и внимательно их рассматривает. Это второй кризис роста и развития.
На третьем — примерно с 12-й недели он начинает переворачиваться сначала неосознанно, затем целенаправленно, его движения становятся более уверенными, но резко меняется поведение. Это очередной кризис развития.
На 15-19 неделе начинает осваивать космос. Это четвертый скачок и кризис в развитии и росте. Миниатюрка уже умеет ползать и успевает взять игрушку в руки, чтобы рассмотреть ее со всех сторон, из его уст можно впервые услышать заветное «ма-ма», «та-та». Мир для него уже становится шире.
Далее следует пятый качественный скачок — так называемый 5-й кризис развития, когда он лучше координирует движения рук и ног и начинает больше двигаться, осознавая, что между предметами существует дистанция. Вместе с этим меняется его поведение – он становится более застенчивым, неохотно идет в руки незнакомых людей.
Шестой подряд кризис приходится на 34-37 неделю. Это снова знаменует собой резкий переход на новый уровень, качественный скачок в развитии.
В эти несколько недель новые навыки появляются неожиданно и сопровождаются яркими эмоциональными всплесками.
Психолог объясняет, что происходит и, прежде всего, о чем должны знать родители Екатерина Бурмистрова.
Фото: Гулливер/Гетти
34-37 недель
Девиз: «исследование»
Что ребенок может делать сейчас:
— начинает группировать окружающие предметы и «классифицирует» их по типам: игрушки, люди, вещи.


— ищет и находит сходства и различия между ними, его поведение становится более осознанным;
— понимает, что предметы различаются по цвету и вкусу — поэтому подбирает с пола крошки, перебирает между пальцами пюре, берет руками кашу и все пробует;
— может, он еще не умеет говорить, но показывает, что многое понимает.
Особенности поведения
Этот кризисный порог, пожалуй, самый сложный с психологической точки зрения. Ребенок недоверчив к другим. Становится беспокойным, капризным, требовательным, нетерпеливым. И снова пытается прижаться к маме.
Что делать родителям?
Не запрещайте ему изучать предметы, которые кажутся вам опасными. Однако пусть все происходит под вашим контролем.
Пусть и побуждает его нажимать, включать — словом, экспериментировать. Попросите его сделать что-нибудь, дать вам что-нибудь. Если у него получится, похвалите его.
Совет психолога:
В этот период ребенок все исследует ртом и руками. Все, что попадается ему на глаза, он стремится потрогать и попробовать на вкус. Разрешите его, если нет опасности для его здоровья.
Далее наступает 7-й кризис, когда ваш малыш научится делать все в определенном порядке.
Мона Васильева

