

Молодые мамы часто слышат совет»Не сравнивайте своего малыша с другими, каждый развивается по-своему». Это верно, но существуют широкие пределы, в пределах которых ребенок должен выполнять определенные задачи развития, такие как переворачивание со спины на живот, сидение, ходьба. Значительное отклонение от них может быть сигналом проблемы развития, требующей консультации со специалистом.
Естественно, что родители первого ребенка, у которых нет оснований для сравнения, замечают задержки только тогда, когда ребенок приближается ко второму году жизни и не говорит. Речь является маркером, наиболее часто используемым родителями для нормального развития ребенка. Однако это поздний показатель и вершина пирамиды развития. Чтобы перейти к речи, ребенок должен вовремя выполнить ряд других заданий.
Управление головой
Первая задача развития ребенка – научиться хорошо контролировать голову. Это должно происходить с 1-го по 3-й месяц, чтобы обеспечить дальнейшую эволюцию осанки ребенка в сторону сидения и стояния. Задержка в выполнении этой задачи является прогностическим фактором задержки общего моторного и речевого развития.
Произвольное схватывание предметов
Фото: Shutterstock
Вот вторая важная задача на пути к языку. Сознательное стремление к объекту должно происходить примерно на 4-м месяце и полностью развивается к 9-му месяцу. Это связано с хорошим развитием зрительно-моторной координации (зрительно-моторной координации), что чрезвычайно важно для любого процесса обучения.
Хватание предметов и манипулирование ими — это источник опыта, который ребенок будет использовать для достижения многих других целей. Языковые понятия сначала усваиваются через действия, поэтому между 8 и 10 месяцами малыш должен начать осознавать назначение предметов и начинать использовать их по назначению. Например, касание чашки губами.
Это осознание прокладывает путь к подражанию, фундаментальному навыку, с помощью которого дети учатся.
Класть предметы в рот


Он начинается примерно в 6-7 месяцев и связан не только с произношением согласных звуков, но и с общими языковыми способностями в будущем.
Сидя
Фото: Shutterstock
Это должно произойти между 6 и 8-9 месяцами. Он позволяет ребенку по-новому познавать предметы и окружающий мир, потому что увеличивает его зрительный диапазон, но и освобождает руки, которыми он теперь может выполнять движения. Это необходимо для развития зрительно-моторной координации.
В этот же период так наз. «речь» — вокальные эксперименты с произношением звуков, которые со временем усложняются и группируются в слоги. Задержка начала невнятной речи — верный признак ожидаемой задержки речи.
Ползать, стоять и ходить
Фото: Shutterstock
Ползание (7-9 м.), вставание (10-12 м.) и ходьба (способность ребенка самостоятельно делать 5 шагов (11-14-15 м.) — следующие развивающие задания, позволяющие человечку экспериментировать с удаленными объектами в космосе и набирайтесь опыта.
Однако родителям рекомендуется не дожидаться, пока ребенок опоздает на «широкую норму» — верхний предел выполнения развивающих заданий. «Не волнуйтесь, ребенок более ленивый/ленивый и сделает это, когда будет готов» — это советы, которые слышны не только от родителей, но и от педиатров.
Однако «лень» также может сигнализировать об изменениях мышечного тонуса, сенсорной интеграции и т. д. Для этого, когда средний срок пройден, родителю хорошо начать целенаправленно стимулировать ребенка и помогать ему осваивать соответствующую деятельность. Это происходит с помощью упражнений, игр, массажа и занятий, стимулирующих сенсорную интеграцию.
Станислава Чуринскене – специалист по раннему развитию детей, член Болгарского общества авиационной, морской и космической медицины и председатель ассоциации «Каждое слово», stanislava.ciurinskiene@abv.bg

