

С каждым годом увеличивается количество сексуальных посягательств и преступлений против детей. И в большинстве ситуаций это работа не посторонних и незнакомых людей, а знакомых и близких ребенку и семье.
Эксперты дают советы, как подготовить детей к распознаванию опасных ситуаций и людей с плохими намерениями.
Примерно к четвертому году ребенок уже больше контактирует с окружающим миром, ходит в детский сад, посещает кружки и может ночевать у родственников и друзей. Родители не могут постоянно держать его под контролем, следить за тем, как и с кем он общается.
И ребенок не осознает, что для него опасно.
Сексуальное насилие не всегда осуществляется контактно – например, стимуляция интимных зон.
Он также может быть бесконтактным. Например, ребенок становится объектом соблазнительных разговоров, оглядываясь по сторонам, раздеваясь и совершая половой контакт в его присутствии.
Поэтому важно говорить о его безопасности и учить распознавать потенциальные риски.
Вот совет психолога Екатерины Чурилиной, специалиста по половому воспитанию.
1. Правило нижнего белья
Четырёхлетнему ребенку нужно знать, что никто не имеет права прикасаться к его интимным областям.
И на вопрос: «Что такое частные зоны?» — ответ: «Все, что спрятано под бельем».
Родители должны объяснить ему просто и понятно, что эти области может трогать сам ребенок, родители и врач, но в присутствии родителей.
Насилие часто происходит внутри семьи, в том числе со стороны родственников и друзей. Поэтому ребенок должен знать о рисках.
2. Нет. Уходите. Скажи мне
Естественно, ребенок должен иметь определенный словарный запас, чтобы иметь возможность описать происходящее с ним, причем без стыда.
«За тишиной может скрываться самая жестокая ложь» — говорит писатель Роберт Льюис Стивенсон. И роль молчания, когда речь идет о сексуальном насилии, не следует недооценивать.
Люди, способные на насилие над детьми, очень боятся, что это станет достоянием гласности. Именно поэтому они выбирают детей в качестве объекта насилия. Потому что пожилой человек может рассказать и позвать кого-то на помощь. И ребенку, столкнувшемуся с такой проблемой, становится стыдно.
Есть простое правило, которое легко запомнить детям и их родителям.
И правило такое «Нет. Уходите. Рассказывать’.
Если ребенку что-то не нравится и это кажется ему «плохим» и неприемлемым, он должен действовать по схеме.
— Сказать «Нет!»
— Покинуть опасное место или выйти из ситуации, вызывающей у него дискомфорт.
— Расскажите кому-нибудь, кому вы доверяете, о том, что произошло.


Важно выучить и отработать правило вместе с ребенком «Нет. Уходите. Рассказывать’.
И почаще повторяйте ему, что это своеобразный путеводитель по выходу из любой неприятной ситуации.
Например — в общественном транспорте, когда кто-то подходит слишком близко или касается рукой. Если ребенок воспротивится этому и громко выразит свое возмущение и неодобрение, извращенец отодвинется, потому что испугается.
3. «Нет» означает «Нет«
Чтобы противостоять насилию, ребенок должен уметь сказать «нет».
И чтобы эта привычка сработала, его мама и папа должны верить ему, когда он говорит «нет».
Однако, если он категорически отказывается есть кашу и заявляет: «Нет, я не буду есть!” и родители регулярно заставляют его это есть, это нехорошо.
Потому что он будет думать, что что бы он ни делал, он будет делать так, как хотят взрослые.
Тогда, о каких бы правилах вы ему ни говорили, он будет уверен, что лучше терпеть, не противоречить, не сопротивляться и смириться.
Иногда мы сами виноваты в том, что ребенок вынужден терпеть прикосновения, которые ему не нравятся. Например, тетя, бабушка, родственница приходит в гости и постоянно целует ребенка и щиплет его за щеки. В этом нет ничего плохого, конечно. Ребенок часто раздражается и дёргается, но многие родители повторяют: «Это твоя тетя, она тебя очень любит. Потерпите меня!»
И поэтому, сами того не осознавая, они заставляют ребенка страдать.
Лучше прийти на помощь малышу и предупредить тетю: «Нет, нашему ребенку это не нравится!»
Таким образом, ребенок поймет, что есть способ и сможет защитить себя от ласк, которые ему не нравятся.
Если ему это нравится, они могут трогать это, если нет, они не могут!
4. Скажите, что вы чувствуете
Важно обсудить вместе с ребенком, что ему нравится и что не нравится. Он должен знать и уметь называть свои чувства.
Спроси его: «Тебе нравится это? Как вы себя чувствуете — сердитый, счастливый? Вам нравится то, что вы чувствуете? Почему это приятно, а это нет!»
Дети не всегда осознают свои чувства. А чтобы их осознать, у них должен быть словарный запас для их описания.
5. Недетские игры – тревожные признаки
Дети, ставшие жертвами насилия в семье или со стороны родственников, испытывают противоречивые чувства по отношению к обидчику. Он «близок», я его знаю, люблю, но он причиняет мне боль.
В таких ситуациях ребенок боится и молчит, а родители могут не видеть признаков насилия.
Или они предпочитают верить, что это все выдумано. Почему это происходит?
Потому что это сложный разговор, и родителям нелегко поверить в историю ребенка.
Статистика показывает, что около 3% 12-летних подвергаются сексуальному насилию, а процент детей в возрасте от 12 до 15 лет превышает 8.
Есть много признаков того, что с ребенком происходит что-то нехорошее. Среди них — изменение поведения и аппетита, ночное мочеиспускание, ссадины, кровотечения в области половых органов…
Если родители их замечают, им следует обратиться за консультацией к специалистам – врачам и психологам, для включения в программу помощи.
Однако это также требует большой силы.
Источник: deti.mail.ru, обработка Моны Васильевой

