

Когда ребенок в чем-то опережает своих сверстников, сердца родителей переполняются гордостью за его успехи. Но в некоторых случаях врачи советуют не торопиться с выводами. И не будь счастлив.
Вот почему.
Ленивый по выбору
Темп приобретения тех или иных навыков и этапы развития для каждого ребенка индивидуальны. И может пропустить какие-то «переходные этапы».
По медицинским нормам дети обычно начинают ползать не ранее 5-6 месяцев. Но бывает, что малыш пропускает этот этап: он очень быстро осваивает вертикальное положение и делает первые шаги.
В этом случае следует тщательно разобраться в причинах прогресса и обратиться к неврологу: задержка некоторых моторных навыков, в том числе ползания, может быть признаком неврологического заболевания.
Ускоренное развитие также может быть тревожным сигналом.
Очень часто в таком сценарии виноваты сами родители. Иногда форсируют события и побуждают ребенка быстро принять вертикальное положение – сажают его в ходунки и всячески стимулируют к совершению первых шагов. Тут главное не переусердствовать и не оставлять ребенка в ходунках надолго.
Потому что в положении стоя перегружается позвоночник и мышцы, которые еще не окрепли. В дальнейшем это может плохо сказаться на осанке и развитии стоп.
Второй, прямо противоположный случай: взрослым спокойнее, когда ребенок спокойно лежит в кроватке и никому не мешает. Иногда его даже не кладут на живот, чтобы играть, потому что в таком положении кто-то должен постоянно следить за ним, а мать не может ни на минуту выпускать его из поля зрения, не говоря уже о том, чтобы уйти в другую комнату.
В результате малыш, даже бодрствуя, вынужден большую часть времени проводить лежа на спине в своей кроватке или люльке.
В обоих случаях он лишен свободы движений и возможности укрепить мышцы. Таким образом, он невольно становится «ленивым» и очень неохотно осваивает необходимые навыки.
Мозг человека имеет два полушария: правое отвечает за функции левой половины тела, а левое — за деятельность правой. Когда ребенок ползает, между двумя полушариями происходит активная согласованная работа.
Результат ползания очень серьезный – ребенок начинает лучше владеть своим телом и ориентироваться в пространстве.
Полезные движения
Движение стимулирует развитие нервной системы, психики и интеллекта. Ползание способствует развитию подкорковых структур головного мозга. Кроме того, передвижение на «четырех ногах» укрепляет опорно-двигательный аппарат, мышцы рук и ног.
Доказано, что дети, которые имеют возможность вволю ползать, физически крепче, у них лучше развита мелкая моторика, они раньше начинают познавать окружающий мир.
Ползание также способствует развитию координации рук и ног, правой и левой сторон тела, а значит, улучшает связь между правым и левым полушариями.
Ползая, малыш учится контролировать свои движения, понимать свое тело и ориентироваться в пространстве. Движение улучшает кровообращение, укрепляет суставные связи.
Наконец, из этого положения ниго легче научиться сидеть.
Важный!
Пропущенный этап сканирования в будущем может повлиять на чтение и запись.
Если в конце первого учебного года ученик с трудом читает и пишет с большим количеством ошибок, возможно, это оттого, что в раннем возрасте он еще не очень ползал. Из-за этого некоторые части его мозга еще недоразвиты. Обратитесь к нейропсихологу. Специалист порекомендует специальные физические и интеллектуальные упражнения, которые помогут решить проблему.


Фото: Гетти
Как поощрять сканирование
Врачи настоятельно рекомендуют, с одной стороны, не торопиться, но в то же время советуют поощрять физическую активность. Например, когда он бодрствует, чаще кладите его на живот. Если при этом его ноги будут чувствовать опору, он быстро научится отталкиваться. Это поможет ему тренировать мышцы ног.
После этого он научится держать голову прямо, а потом и держаться на руках, как при «отжиманиях».
Когда малыш «ленится» и не хочет заниматься такими упражнениями, воспользуйтесь хитростью: разместите его любимые игрушки на некотором расстоянии от себя. К ним неизбежно придется обращаться. Отодвигая игрушки все дальше и дальше, вы добьетесь нужного результата: наступит момент, когда ему придется ползти к игрушкам.
— В 5-6 месяцев юному исследователю пора дать относительную свободу передвижения, то есть оставить его на полу, постелив одеяло или ковер. А чтобы не мешал, можно дать ему предмет для изучения — новую игрушку, погремушку или небьющуюся кухонную утварь.
— Научить малыша технике ползания можно с помощью большого надувного мяча (фитбола). Положите мяч себе на колени и посадите на него ребенка. Это простое упражнение укрепит мышцы спины и живота. Можно положить малыша животом на фитбол и, придерживая его, аккуратно катать мяч так, чтобы его ступни периодически касались пола.
— Побудить малыша ползать помогут игрушки на веревочке. Когда вы потянете игрушку за собой, она будет ползти и следовать за ней.
— И, наконец, известное упражнение «велосипед» — пусть малыш с вашей помощью поочередно складывает и разгибает правую и левую ножки, как будто едет на велосипеде. Когда он освоит это движение, можно переходить к одновременному сгибанию и разгибанию обеих ног.
Никогда не поздно
Конечно, если малыш, не ползая, начинает ходить, вернуть его к ползанию уже невозможно. Но это может произойти и само собой: хоть он и ходит уже 2-3 года, но может начать активно ползать. Не волнуйтесь, это не регресс. Так что кроха пытается догнать. Поэтому не ругайте его и постелите на пол ковер для его комфорта.
Ни в коем случае не стоит ограничивать его физическую активность, чтобы не задерживать дальнейшее развитие.
Гораздо более тревожной является ситуация, когда приобретенные навыки теряются по каким-либо причинам. В этом случае немедленно обратитесь к неврологу.
Мона Васильева

