

Если бы замки из песка и башни могли говорить… Они действительно могли бы, если вы спросите у психологов. Они запускают терапии на основе одного и того же материала — песка, но с разными целями: юнгианская игра с песком (названа в честь швейцарского психолога и психиатра Карла Густава Юнга), песок для развития кинестетического (через ощущения и осязание) интеллекта, рисование песком — вы наверняка слышал хотя бы один из этих терминов.
Эти разновидности психотерапии песком в последние годы находят все больше сторонников, так как современные психотерапевты опираются на них в своей работе с «проблемными» детьми. Они прекрасны и в качестве развивающих занятий для самых маленьких, но применяются и к зрелым людям и семейным парам как способ самовыражения.
Уже в начале прошлого века психоаналитики сталкивались с трудностями в работе с детьми, которые не могли выразить свою тревогу или описать словами волнующую их проблему.
Поскольку для малышей наиболее естественно выражать себя через игру, потому что это для них самое естественное занятие, специалисты дают им возможность воссоздать свои проблемы руками. Выполняя с ними различные действия и придумывая истории, малыши выражают то, что чувствуют: грусть, гнев, страх. Проницательный психолог может заметить особенности поведения и потребностей ребенка по его действиям и отношению с различными предметами.
мир моего детства
Он берет свое начало в работах английского психолога Маргарет Лоуэнфельд — пионера детской психотерапии и основателя Института детской психологии в Лондоне. Именно она в 1930-х годах решила размещать игровые фигурки в песке. Дети, с которыми он работает, создают сюжетные картинки и называют их «Мой мир», отсюда и название нового метода, родоначальника песочной терапии.
В конце 1950-х годов другая известная женщина — швейцарский детский психотерапевт Дора Кальф и ученица Карла Густава Юнга — объединила эту методику с юнгианскими тенденциями, изобретя собственную терапию. Она пришла к выводу, что работы, созданные с помощью песка и маленьких фигурок, отражают мысли и внутренние переживания ребенка. Калф описывает их в своей книге «Игра с песком»: «Неосизвестная проблема разыгрывается на песке, как драма, конфликт переносится из внутреннего мира в влук и становится видимым».
Правила
Для того чтобы дети могли как можно лучше выразить свое эмоциональное состояние, передать его изнутри наружу, необходимы какие-то образы и символы. Играя в песке, дети приобретают опыт, пусть и символический, в решении многих сложных ситуаций. Иногда они переполнены переживаниями, иногда чувствуют себя абсолютно «опустошенными», что мешает их развитию.


Фото: Гулливер/iStock
Когда они выражают себя на бессознательно-символическом уровне с помощью игр в песке, дети избавляются от того, что их беспокоит: развод родителей, неврозы, страхи, психосоматические заболевания. Такие «недетские» проблемы иногда подавляют их, создают у них ощущение опасности и травмируют психику. Но их можно рассеять с помощью строительства и разрушения песчаных башен, разыгрывания и подавления конфликтов, протекающих между пальцами.
В песок переносятся не только негативные переживания; через него могут передаваться и положительные чувства, выражение которых по каким-то причинам затруднено, например в семье, где не хватает нежности и ласки.
Но что уникального в песке для детского самовыражения?
С таким же успехом малыш может рисовать или лепить из пластилина. Однако песок — удивительный природный материал, тонкий и изменчивый, эфирный, разного цвета и консистенции в зависимости от того, сухой он или мокрый, с неисчерпаемыми возможностями для творчества — он принимает разные формы.
Для малышей это своеобразный друг из-за частых опытов в песочнице на детской площадке с раннего возраста и не требует ничего особенного, в отличие от подготовки к другим видам творчества.
Песочная терапия универсальна, и если у ребенка имеется нарушение развития, в том числе интеллектуального, если он мало или плохо говорит, если его беспокоят другие способы творческого самовыражения из-за боязни неудачи, то игра с песком является доступным способом психологической помощь. Юнг утверждал, что действия с песком высвобождают заблокированную энергию и «активировать способности самоисцеления, присущие человеческой психике».
Для достижения песочного эффекта не обязательно посещать специальное место — терапевтический кабинет или мастерскую с песком, это можно делать и дома, но важно не столько то, что делает ребенок, сколько то, как он это делает. это важно. А именно об этом может судить только специалист.
Одной из главных особенностей песочной терапии является то, что она не обещает прямого воздействия на проблему, а гармонизирует эмоциональное состояние ребенка в целом. Процесс может быть долгим, трудным и неравномерным. Когда ребенок впервые сталкивается со сложными переживаниями, он не может сразу их адекватно выразить. Например, скромный и послушный ребенок может удивить родителей внезапным протестом.
Если для него и для психоаналитика это может быть симптомом «исцеления», то для родителей это может быть тревожным и сбивающим с толку признаком, поскольку привычное поведение существенно меняется. Успех психотерапии также зависит от того, насколько родитель готов поддерживать и принимать, изменять себя и строить новые отношения с ребенком.
По материалам родителей.ру








