

В первой части материала мы говорили о тревожных признаках задержки развития малыша до годовалого возраста, теперь продолжим о более старших.
Специалисты из Родители.
Через 12 месяцев:
— Не может ползать или делает это, скользя на одной стороне тела.
— Это не правильно, хотя вы поддерживаете это.
В этом возрасте малыш отрабатывает уже выученные движения. Позвоночник достаточно развит для самых разнообразных движений, поэтому, если даже с вашей помощью ребенок не может стоять на ногах, обязательно посетите специалиста.
— Он не ищет предметы, которые, как он знает, от него спрятаны.
У ребенка развивается интерес к разным видам игр, с любопытством наблюдает за действиями взрослых (особенно за связанными с ним).
К этому возрасту он уже любит и умеет общаться со взрослыми и играть с ними.
— Он еще не сказал ни слова.
В девять месяцев отдельные повторяющиеся слоги («ма-ма», «ба-ба») можно воспринимать как слова. К году ребенок уже не издает бессмысленных звуков, а начинает произносить свои первые осмысленные «детские» слова: «ву», «мяу», «ма-ма», «бабушка» и т.п.
— Не использует такие жесты, как качание головой, чтобы сказать «нет».
К 8-9 месяцам малыши учатся выражать свои желания языком жестов, потому что это единственный способ выразить свои желания, не зная всех слов и их значений.
— Не указывайте на предметы.
— Не научился ходить (до полутора лет).
— Он до сих пор ходит на носочках, хотя это было несколько месяцев назад.
Когда ребенок ходит, он всегда передвигается на носочках. Но через несколько месяцев в дело вступают и каблуки. Если малыш продолжает ходить на носочках, это может свидетельствовать о повышенной нервной возбудимости. Это может быть связано с недоношенностью, гипертонией или повышенной чувствительностью. Этот недостаток обычно легко преодолевается несколькими курсами массажа.
Фото: Гетти
В 2 года:
— Ребенок не произносит не менее 15 слов.
К двум годам ребенок обычно знает около 150 слов, поэтому, если в его словарном запасе всего 15 слов, это повод серьезно задуматься и посетить специалиста. Причин задержки речевого развития может быть много: недоношенность, гипоксия, родовая травма или ошибки в воспитании.
— Не использует фразы, только отдельные слова.
— Не пытается повторять за вами слова и движения.
Могут быть проблемы с социализацией: ребенок просто не любит общаться с людьми. Но могут быть и медицинские причины.
В этих случаях логопеды обычно советуют организовать игры языком и губами (артикуляционную гимнастику).


— Не следует простым инструкциям.
Это может быть связано с нарушением памяти, внимания или волевого поведения.
— Нельзя толкать игрушку на колесиках.
В 3 года:
— Часто падает.
К трем годам ребенок уверенно стоит на ногах. Если ваш малыш постоянно спотыкается, падает, не может удержать равновесие, отведите его к неврологу-ортопеду. Невролог может направить вас на МРТ (для исследования головного мозга, отвечающего за координацию движений) или просто назначить массаж стоп (в зависимости от диагноза).
— Трудности при подъеме/спуске по лестнице.
— Говорит мало или не очень ясно.
— Нельзя построить башню из более чем четырех кубов.
— Испытывает трудности с хватанием и игрой с мелкими предметами.
Скорее всего, у вашего ребенка проблемы с мелкой моторикой: посетите невропатолога, он может назначить массаж.
— Не могу нарисовать круг.
— Не умеет составлять короткие предложения.
— Ролевые игры (дочери-матери, врач-пациент) не интересны.
Как мы уже говорили, дети очень любят наблюдать за действиями взрослых. Постепенно к ним хотят приобщиться, но в силу возраста пока еще не могут полноценно, но могут играть в «маму-младенца». Если ребенку не интересны такие игры, это может свидетельствовать о плохой социализации или отсутствии привязанности к близким (тем, кому он мог бы подражать).
— Не проявляет интереса к другим детям.
— Не смотрит в глаза.
— Не интересуется игрушками.
Это сигналы, которые должны направить вас к специалисту. В 3 года у ребенка уже может быть диагностирован аутизм.
Мона Васильева

